logo
пособие История педагогики

Становление личности в процессе социализации

Третье направление, связанное с закономерностями биологического и психического развития, в развитии ребенка от индивида к личности - со­циализация.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспро­изведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и совместной деятельности.

Благодаря процессу вхождения в социум (общество) во внутреннем мире человека появляются новообразования высших психических функ­ций:

осознанно и произвольно выполняемые действия внимания, памяти, мышления, воображения и т.д. Благодаря социализации человек приобре­тает знания об общественных явлениях, отношениях и нормах бытия, усваивает социальные роли, установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и т.д.

Социализация может происходить как в условиях стихийного воз­действия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имею­щих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях вос­питания как целенаправленного влияния на личность со стороны педаго­гов.

В различных научных психологических школах понятие социализа­ции получило различную трактовку: как социальное научение в необихевиризме, как результат социального взаимодействия в школе символиче­ского интеракционизма, как самоактуализация Я-концепции в «гуманисти­ческой психологии» и т.д.

Понятие «социализация» было введено в социальную психологию в 40 - 50-е гг. XX в. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроиз­водства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и дея­тельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих ино­гда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и самообразования.

В различных научных школах понятие «социализация» имеет раз­личную интерпретацию. В рамках гуманистической парадигмы она рас­сматривается как самоактуализация Я - концепции личности.

Анализ понятия и явления социализация позволил выделить сле­дующие моменты. Социализация характеризует процесс и результат внут­ренней перестройки личности, появление в ней новых элементов в соот­ветствие с изменениями окружающей обстановки. Результат социализации находится в зависимости от внутреннего личностного потенциала челове­ка.

Социализация личности является предпосылкой нормального ее функционирования. Развитие личности можно рассматривать, как долго­временную социализацию, которая или усложняется, прогрессирует или примитизируется и даже регрессирует. Процесс социализации прежде всего направлен на включение личности в социальную среду и развитие об­щественных отношений.

Можно выделить три направления социализации личности: пассив­ная социализация, которая сводится к перестройке поведения человека, но не затрагивает глубинные личностные структуры; частичная социализация, когда происходит перестройка и регулирование личностных структур, но она не адекватна или не совсем адекватна окружающей среде; полная, творческая социализация, при которой личность полномерно реагирует на изменения окружающей среды и включается в новую деятельность.

Социализация выступает как механизм развития личности в социу­ме. Она есть этап и часть процесса социального становления личности, способ ее включения в общественную жизнь. Социализация - это эволю­ция индивида в социокультурной среде, она является важным условием и основой человеческого развития.

Выделяют два вида социализации: 1) активная, которая предполагает интенсивное взаимодействие со средой и 2) конформная, которая означает пассивное принятие взглядов, норм, ценностей общества.

Механизмами социализации являются:

социальная адаптация, т. е. присвоение индивидом социальных норм, ценностей;

индивидуализация, которая представляет собой открытие и ут­верждение своего собственного «Я»;

интеграция - изменение жизнедеятельности окружающего, ут­верждение своего инобытия и становление всеобщего при позитивной ин­теграции личного и общественного;

самореализация личности, обеспечивающая ее успешную социа­лизацию;

обретение стабильной социальной компетентности, которая не­обходима для полноценной жизни и деятельности человека в обществе.

Одним из критериев успешной социализации является процесс само­реализации человека в социуме.

На сегодняшний день выделяется три уровня в изучении проблемы самореализации личности. Первый, философский, уровень позволяет решать вопросы о сущности человека, возможности его экстериоризации, рассматривать сущность процесса самореализации. Объектом рассмотре­ния на этом уровне выступает человек как родовое существо, человечество в целом. На втором, социологическом, уровне решаются вопросы о путях и способах самореализации личности в конкретных социокультурных усло­виях ее существования, рамках определенного «социально-исторического образа жизни». Объектом рассмотрения в этом случае выступает социум, конкретная общественная структура. На третьем, психологическом, уровне проводится анализ личностных качеств и конкретных внешних условий, позволяющих данной личности самореализоваться; исследует мотиваци-онную основу самореализации и обратное влияние объективной и субъек­тивной эффективности самореализации на личность и деятельность субъ­екта (его самооценку, уровень притязаний, психологический возраст, кар­тину жизненного пути, мировоззрения и т.д.). Объектом рассмотрения вы­ступает определенный человек в его связях и отношениях с другими людьми и обществом в целом.

Самореализация является одним из основополагающих признаков стратегии жизни человека, что в наибольшей степени соответствует требо­ваниям, предъявляемым государством и обществом к образованию и уров­ню образованности граждан. Процесс самореализации возможен лишь то­гда, когда самопознание своих способностей уже окончено, полностью сформирован «Я-образ» и имеется личностная готовность обеспечить всю совокупность ее внешних условий (К.А. Абульханова-Славская). При этом возникающую у личности необходимость в построении совокупности сво­их внешних взаимодействий с миром, называется самореализацией.

В настоящее время в российской педагогической науке социализация рассматривается педагогикой больше как стихийное овладение детьми со­циальным опытом, и предметом ее серьезного изучения становятся про­цессы, протекающие в неформальных объединениях, в стихийно возни­кающих группах, а также в группах официальных структур под воздейст­вием различных социальных факторов (рекламы, СМИ и т.д.). Поэтому со­циализацию выделяют в отдельное направление становления личности ре­бенка, тем не менее, понимая ее тесную взаимосвязь с биологическим на правлением и воспитанием как таковым (Д.А. Белухин).

Социализация в разных ее трактовках фактически играет роль некого регулятора социального поведения человека, на которое оказывают влия­ние две стороны социальной среды: организованное и стихийное про­странство. При благоприятном соотношении пространств происходит формирование позитивных качеств личности; при неблагоприятном - дез­организация сознания, источник формирования отрицательного жизненно­го опыта вплоть до криминальных проявлений.

Главной педагогической проблемой является своеобразное противо­борство стихийного воспитательного пространства с организованным, что выдвигает перед педагогической наукой и практикой задачи повышения эффективности педагогической деятельности.

В условиях воздействия стихийной социализации вхождение лично­сти в окружающий социум происходит тремя способами.

Ассимиляция - усвоение норм поведения взрослых в обществе.

Аккомодация - изменение форм поведения в обществе.

Межличностная аккультурация - взаимодействие двух индиви­дуальных культур, одна из которых более развита.

Межличностная аккультурация может осуществляться по следую­щим направлениям: подражание в поведении; социальное наследование элементов культуры в виде норм, стереотипов, стандартов; принятие пси­хологических установок, идеалов донорской культуры; отвержение уста­ревших - с позиций учащихся - фрагментов культуры взрослого; синкретизация - усвоение новых культурных ценностей во внутреннем поведе­нии ребенка по внешним несущественным, но ярким в восприятии призна­кам, которые искажают донорскую культуру взрослого. Синкретизация может проявляться как чрезмерное восхищение и обожествление взрослого с одновременным принижением подростком своей личности, значительной ее недооценкой.