Педагогические идеи Античного мира
В Элладе и Ближнем Востоке после распада империи А. Македонского (Ш-1 вв. до н.э.) культура и просвещение развивались в тесной связи с традициями греческой образованности.
В этот период (эпоха Эллинизма) система греческого образования проникает в Причерноморье, Кавказ, Среднюю Азию, Индию. В некоторых государствах эллинского периода образование признавалось государственным делом; его успешность зависела от пожертвований царей и богатых граждан.
В самой Греции оформились три ступени образовательных учреждений: мусическая школа, гимнастическая школа и новая ступень - грамматическая школа. Гимнасии стали государственными. В них меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, увеличился объем теоретического обучения. Эфебия утратила военный характер, превратилась в высшее учебное заведение.
Вершиной образования были философские школы. Помимо основанных Платоном Академии (поощрялся интерес к математике) и Аристотелем Ликея (поощрялся интерес к естествознанию, истории, теории музыки), были созданы две школы: стоиков и эпикурейцев.
Представители эллинистического (греческого) стоицизма (Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп) считали, что посредством воспитания можно сделать человека добродетельным. К главным качествам добродетельного человека были отнесены такие, как невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. Основной предмет изучения - философия, которая включала физику, этику, логику и риторику, диалектику. В качестве важнейших элементов стоики рассматривали долг и воспитание характера человека. Стоицизм - это идеология преимущественно имущих классов; важность долга, воспитания и веры во всеобщие законы были привлекательны только высшим римским классам, которые и превратили стоицизм в идеологию Римской империи.
Эпикур (341-272 до н.э.) был предшественником сенсуалистского подхода к познанию мира, воспитанию и обучению. Дружба и занятия литературой, по Эпикуру, - единственные и наивысшие блага, к которым надо стремиться. Главная педагогическая цель эпикурейцев - освободить человека от невежества, что является путем к счастью.
В эллинскую эпоху возникают новые центры просвещения, например, Александрия - египетская столица династии Птоломеев (305-30 до н.э.). В Александрии с особым вниманием относились к высшему образованию. Здесь был основан Мусеум. При Мусеуме было создано громадное хранилище рукописей (около 500 тыс.). В Мусеум приглашали лучших ученых: среди преподавателей и воспитанников в разное время были Архимед, Евклид, Эратосфен. Обязательными для изучения в Мусеуме были математика, естествознание, история, астрономия, филология, медицина.
Несмотря на то, что образование в основном развивало грамотность, в эллинистический период характеризуется выдающимися достижениями, как в теоретической, так и в прикладной области различных наук.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения