logo
пособие История педагогики

Педагогические идеи Античного мира

В Элладе и Ближнем Востоке после распада империи А. Македон­ского (Ш-1 вв. до н.э.) культура и просвещение развивались в тесной связи с традициями греческой образованности.

В этот период (эпоха Эллинизма) система греческого образования проникает в Причерноморье, Кавказ, Среднюю Азию, Индию. В некоторых государствах эллинского периода образование призна­валось государственным делом; его успешность зависела от пожертвова­ний царей и богатых граждан.

В самой Греции оформились три ступени образовательных учрежде­ний: мусическая школа, гимнастическая школа и новая ступень - грамма­тическая школа. Гимнасии стали государственными. В них меньше внима­ния стали уделять физическому воспитанию, увеличился объем теоретиче­ского обучения. Эфебия утратила военный характер, превратилась в выс­шее учебное заведение.

Вершиной образования были философские школы. Помимо основан­ных Платоном Академии (поощрялся интерес к математике) и Аристоте­лем Ликея (поощрялся интерес к естествознанию, истории, теории музы­ки), были созданы две школы: стоиков и эпикурейцев.

Представители эллинистического (греческого) стоицизма (Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп) считали, что посредством воспитания можно сделать человека добродетельным. К главным качествам добродетельного человека были отнесены такие, как невозмутимость, спокойствие, само­достаточность. Основной предмет изучения - философия, которая включа­ла физику, этику, логику и риторику, диалектику. В качестве важнейших элементов стоики рассматривали долг и воспитание характера человека. Стоицизм - это идеология преимущественно имущих классов; важность долга, воспитания и веры во всеобщие законы были привлекательны толь­ко высшим римским классам, которые и превратили стоицизм в идеологию Римской империи.

Эпикур (341-272 до н.э.) был предшественником сенсуалистского подхода к познанию мира, воспитанию и обучению. Дружба и занятия ли­тературой, по Эпикуру, - единственные и наивысшие блага, к которым на­до стремиться. Главная педагогическая цель эпикурейцев - освободить че­ловека от невежества, что является путем к счастью.

В эллинскую эпоху возникают новые центры просвещения, напри­мер, Александрия - египетская столица династии Птоломеев (305-30 до н.э.). В Александрии с особым вниманием относились к высшему образованию. Здесь был основан Мусеум. При Мусеуме было создано громадное хранилище рукописей (около 500 тыс.). В Мусеум приглашали лучших ученых: среди преподавателей и воспитанников в разное время были Ар­химед, Евклид, Эратосфен. Обязательными для изучения в Мусеуме были математика, естествознание, история, астрономия, филология, медицина.

Несмотря на то, что образование в основном развивало грамотность, в эллинистический период характеризуется выдающимися достижениями, как в теоретической, так и в прикладной области различных наук.