Понятие «необходимость и случайность».
Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в законах и закономерностях. Необходимость и случайность вытекают из самой сущности материальных систем, процессов, событий. Примером является развитие организма человека, прохождение им нескольких определенных стадий. Случайность - это, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Анализ взаимосвязи между ними заложил Гегель. Между ними существует диалектическое противо речие: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайность, ни необходимость не бывают в чистом виде. Случайность является формой необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей.
В качества примера рассмотрим возникновение реального образования в России в начале XVIII в. Этот вид образования возник раньше. Чем в западноевропейских странах. Свидетельство этому - знаменитая школа математических и навигационных наук (январь 1701 г.). Она была не только самым первым, но и самым крупным образовательным учреждением реального направления в Европе.
Вторым, не менее значимым примером, является научная и педагогическая деятельность М.В. Ломоносова. Задолго до того, когда екатерининский вельможа И. И. Бецкой стал вынашивать утопические планы воспитания «новой породы людей», российской педагогикой Нового времени была разработана теория образования, основу которой составляла наука. Олицетворением ее и стал первый русский академик М.В. Ломоносов.
К примерам, приведенным выше, можно отнести и следующий факт. Когда 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был запущен искусственный спутник Земли, то мировая общественность задумалась, почему в СССР, а не в США, Германии, Франции это произошло. Оказалось, что причиной успеха явилось массовое образование. Капиталистические страны резко повысили после этого финансирование системы образования.
После второй мировой войны японские педагоги увлеклись советской педагогикой и ролью коллектива в воспитании личности. Эта теория получила в Японии широкое признание, так как обеспечивала независимость образования и воспитания детей и молодежи от административного Давления и была ориентирована с характерным для японцев упором на гармонию внутри группы.
Демократические преобразования в обществе оказали существенное влияние на развитие образования в современной России: появились новые образовательные учреждения (лицеи, колледжи, государственные и частные школы), происходят дальнейшие процессы интеграции образовательных учреждений, провозглашена модернизация российского образования как одно из направлений его модернизации и т.д.
«Выход на новые горизонты инновационного развития отечественного образования и обеспечение его конкурентоспособности гарантирует конкурентоспособность страны на международном уровне», - отмечено в докладе «О развитии российского образования» на Государственном совете Российской Федерации по образованию, проходившем 24 марта 2006 г.
Главным лейтмотивом настоящего документа является необходимость реального обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом уровне. В настоящее время провозглашены новые горизонты российского образования, его стратегические ориентиры, приоритетные задачи развития и ключевые условия его эффективности.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Каковы причины разработки новой методологии педагогики?
В чем суть гуманистической философии образования?
Какова специфика применения аксиологического подхода в изучении педагогических явлений?
Назовите аксиологические принципы и покажите их применение в педагогике.
Дайте определение педагогических ценностей.
Подготовьте схему «Классификация педагогических ценностей и дайте их характеристику.
Почему образование - это общечеловеческая ценность?
Какие ценности прагматического характера для вас имеют большое значение?
Что означает, по-вашему, «гуманизация» общества?
Что представляет собой «гуманитаризация» обучения?
Что затрудняет процесс развития гуманистической сущности человека в образовании?
Сформулируйте индивидуальные личностно-педагогические ценности ваших преподавателей.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения