Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
Вслед за Я.А. Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистер-верг (1790-1866) в Германии.
В своем труде «Мысли о воспитании» Дж. Локк уделял большое внимание психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств детей, он уподоблял ребенка «чистой доске» (1аЬи1а газа), на которой можно писать что угодно, указывая на решающую роль воспитания как основного средства развития личности.
Педагог в своей теории воспитания утверждал, что если ребенок не может получить в обществе необходимые идеи и впечатления, следовательно, надо менять общественные условия. Необходимо развивать физически сильного и духовно цельного человека, который приобретает знания, полезные для общества. Локк утверждал, что добро - это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдания. А моральное добро - это добровольное подчинение человеческой воли законам общества и природы. В свою очередь законы природы и общества находятся в божественной воле - истинной основе морали. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении.
Конечная цель воспитания по Локку - обеспечение «здорового духа в здоровом теле». Локк рассматривал физическое воспитание как основу всего последующего воспитания. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны: умственное воспитание должно подчиняться формированию характера. Нравственность человека Локк ставил в зависимость от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности, поощряют его свободное, естественное развитие, принципиально отвергая унизительные физические наказания (исключая дерзкое и систематическое неповиновение). С детьми, считал Дж. Локк, надо обращаться строго, но в меру, приучать к самообузданию и повиновению. При этом не подавлять личность ребенка, воспитывать с помощью примеров, рассуждений, ласковыми словами.
Из практических потребностей надо исходить и в умственном обучении. В обучении, по мнению Локка, главное - не память, а понимание и способность к суждениям. Для этого необходимы упражнения. Правильно мыслить, считал Локк, более ценно, чем многое знать К школам Локк относился весьма критически, ратовал за семейное воспитание с гувернером и учителем.
Система воспитания Локка применима к воспитанию детей из состоятельной среды. Педагог был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Поэтому он оправдывает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, выходцев из высшего общества; ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности - воспитание неимущих. В проекте «О рабочих школах» мыслитель предлагает создать за счет благотворительных фондов особые приюты - школы для бедных детей 3-14 лет, где они своим трудом должны окупать свое содержание.
Система воспитания и образования по Дж. Локку имела практическую направленность: «для деловых занятий в реальном мире».
Система воспитания джентльмена
Цель воспитания, по Локку, - сформировать джентльмена, дельца, умеющего «вести дела толково и предусмотрительно», принадлежащего к высшим слоям общества. Джентльмен - это человек добродетельный и деятельный, физически крепкий, умеющий владеть собой, обладающий ясной мыслью и жизненно необходимыми знаниями. Программа обучения должна включать латинский и французский языки, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование, а также ребенок должен приобрести навыки социального поведения - «хорошие манеры и знание света». Основную задачу Локк видел в воспитании нравственного, физически и умственно развитого джентльмена.
Приведем некоторые рассуждения Дж. Локка по воспитанию джентльмена.
Родителям следует заботиться, чтобы дети ни зимою, ни летом не одевались и не закутывались слишком тепло. Только привычка закаляет тело и делает его более выносливым к холоду. Также следует обмывать ребенку ежедневно ноги холодной водой, а обувь делать настолько тонкой, чтобы она промокала и пропускала воду. Только начинать это делать нужно весной, тепловатой водой, и переходя постепенно к все более холодной, до тех пор пока через несколько дней не перейдете к совершенно холодной; затем уже продолжайте так и зимой, и летом. В этот период мальчика должны научить плавать, поскольку это может пригодиться ему в нужную минуту.
Очень полезно для всякого, и особенно для детей, проводить много времени на открытом воздухе и как можно меньше бывать возле огня, даже зимою. Но держать юного джентльмена всегда в тени, никогда не выпуская его на солнце и ветер из опасения за цвет его лица, - это хороший способ сделать из него красавчика, но не человека дела. Но если в детские годы ему будут постоянно и строго запрещать садиться на землю и пить холодную жидкость, то правило предосторожности, превратившись в привычку, сильно поможет ему оберечь себя, когда он выйдет из-под надзора своей няни или воспитателя. Когда мальчик подрастет, он должен получить свободу, и во многих вещах необходимо будет предоставить ему самостоятельность, так как нельзя же вечно держать его под надзором. Самым лучшим и надежным контролем, считал Локк, будут тогда те хорошие принципы, которые внушили ему, и те привычки, которые ему привили; поэтому им-то и следует уделять самое большое внимание.
Пища должна быть совсем обыкновенной и простой; пока ребенок ходит в детском платьице или, по крайней мере, до двух или трехлетнего возраста, вовсе не давать ему мяса. На завтрак и ужин очень полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и целый ряд блюд. Следует также умеренно солить их пищу и не приучать к сильно приправленным блюдам. Когда мальчик просит еду не в установленное время, не давать ему ничего другого, кроме сухого хлеба. Не нужно приучать к определенному времени еды, так как еда по установившейся привычке будет приурочиваться к определенным промежуткам времени, желудок ребенка будет требовать пищи к привычному часу и будет испытывать раздражение, если этот час пропущен. Джентльмен должен воспитываться так, чтобы во все времена быть в состоянии носить оружие и стать солдатом.
Питьем ребенка должно быть только слабое пиво; да и его не следует никогда давать пить в промежутках между едой, а лишь после того, как тот съест кусок хлеба. Запрещение пить без употребления еды должно предупредить привычку часто подносить ко рту кружку; это опасное начало и подготовка к веселой компании. Дети не должны никогда пить никаких крепких напитков, разве только в тех случаях, когда это требуется как лекарство для укрепления сердца, и притом лишь по предписанию врача. Но и в этих случаях нужно с особой строгостью следить за слугами и самым строгим образом ставить им на вид, если они нарушают предписания.
Из фруктов детям вовсе не следует давать дынь, персиков, а также слив большинства сортов и всех произрастающих в Англии сортов винограда, так как, обладая весьма соблазнительным вкусом, они содержат очень нездоровый сок. Но клубнику, вишню, крыжовник и смородину, если они совершенно зрелые, можно, разрешать им есть почти без всякого опасения и притом в довольно большом количестве.
Только сну нужно полностью удовлетворять их желание: ничто в такой мере не способствует росту и здоровью детей, как сон. Все, что нужно здесь регулировать, сводится к вопросу, какое время должно отводиться детскому сну. На это можно только сказать, что очень полезно приучать детей вставать рано утром. Это самое лучшее с точки зрения здоровья; и тот, для кого благодаря укоренившейся привычке вставать рано сделалось легким и привычным делом с самого детства, не станет, будучи взрослым, тратить лучшую и полезнейшую часть своей жизни в ленивой дремоте, валяясь в постели.
Постель ребенка должна быть жесткой, и стеганое одеяло лучше перины; жесткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости.
Послушание и уступчивость, внушенные детям настойчивостью родителей в столь раннем возрасте, что дети не могут помнить, как эти качества у них появились, будут казаться детям естественными и в дальнейшем, будут проявлять свое действие с силой природных качеств, предупреждая всякое сопротивление и недовольство. Нужно лишь позаботиться об одном: начать применение этого метода в раннем возрасте, а затем неуклонно его держаться до тех пор, пока почтительный страх и уважение к родителям не войдут у детей в привычку, пока не исчезнут малейшие проявления непокорности с их стороны и они не проникнутся готовностью слушаться. Именно эта почтительность, если только удалось укрепить ее в детях (а этого следует добиться в раннем возрасте, ибо иначе эта почтительность может быть достигнута лишь ценою усилий и побоев, которых потребуется тем больше, чем позже начинают воспитывать, в сочетании с такой мерой снисходительности, которая не позволила бы детям использовать эту снисходительность во зло), должна явиться в будущем, после того как, дети подрастут и сделаются разумнее, средством воздействия на них, а не побои, брань или другие унизительные наказания.
Танцы сообщают детям пристойную уверенность и умение держаться и, таким образом, подготовляют к обществу старших; поэтому танцам детей следует обучить возможно раньше, как только становятся к этому способными. Хотя это искусство заключается в одной лишь внешней грации движений, оно, больше чем что-либо другое, сообщает детям мужественные привычки и повадки».
Локк также много говорил о пользе ремесла. Ремесло, по его мнению, было важной составляющей воспитания. Благодаря ремеслу юноша развивался физически, а также занимал своё свободное время, что ограждало молодого человека от дурных влияний. Однако этот аспект воспитания не носит явной ориентации на будущую жизнь воспитанника, он скорее выступает в качестве хобби, которое должно благотворно влиять на будущего джентльмена.
Введение элемента хобби в педагогическую систему, на взгляд Локка, значительно модернизирует её, так как увлечённый чем-то ребёнок гораздо труднее поддаётся дурным влияниям, чем ничем не увлекающийся человек. В нашей стране этот аспект стал чрезвычайно важным, когда с разрушением организованного досуга молодёжи возросла преступность среди несовершеннолетних. А, следовательно, многие положения педагогической системы Локка актуальны и сегодня.
Следующим аспектом педагогической системы Локка является то, что юноша должен был получать образование дома, быть с самого раннего детства под присмотром одного единственного воспитателя, который становился практически членом семьи. Вот, что говорит Локк об учёбе в школе: «Я не могу спокойно думать о том, что молодого джентльмена считают необходимым втолкнуть в общее стадо и затем погонять его розгой и плёткой из класса в класс, как бы сквозь строй, чтобы он приобрел интеллектуальную культуру».
Что ж, на тот период времени подобный подход являлся обоснованным. Школа той эпохи не столько развивала, сколько подавляла и уничтожала у ребенка тягу к знаниям, стремление к учёбе. Действительно, как уже упоминалось выше, система образования была схоластической, а розга свободно гуляла по спинам воспитанников. При таком подходе к образованию, вместо умного, энергичного и любознательного человека, получали забитого и равнодушного индивида, обладающего ворохом ненужных, зазубренных аксиом. Возможно, что это и подходило для Средневековья, с его идеологией подавления всяческих свобод и инакомыслия, однако в Новом времени подобная система уже не удовлетворяла запросов общества, а потому Локк настоятельно рекомендовал родителям воспитывать своих детей дома. Однако не только устаревшая система образования не устраивала Локка. Он считал, что в школе толпа дурно воспитанных детей («стадо») будет плохо влиять на молодого джентльмена.
Проблему домашнего образования можно толковать двояко. С одной стороны, роль воспитания значительно упрощается, так как исключили из развития ребенка такой сильнодействующий фактор, как неблагоприятное влияние среды. Таким образом, создаются идеальные условия для процесса обучения. Молодой человек видит лишь то, что должен видеть, знает лишь то, что должен знать. В результате получается своеобразный «идеальный» продукт воспитания.
Однако данный подход обладает также рядом негативных моментов. Во-первых, эффект новизны какого-либо порока, встреченного молодым человеком в жизни, может перевесить всё воспитание, полученное дома от педагога. Во-вторых, общение со сверстниками - это своеобразная «школа жизни», и часто она оказывается эффективнее всех книжных истин. Нельзя не согласиться с тем, что группа дурно воспитанных людей часто плохо влияет на отдельную личность, но воспитатель должен это учитывать и воспитывать в ребёнке чувство собственной неповторимости, индивидуальности. Ребёнку также может пригодиться общение с дурно воспитанными людьми, так как это научит его коммуникабельности, умению найти общий язык с представителями самых разных сословий, а это обязательно пригодится человеку в будущем. Подобный подход к воспитанию имеет практико-ориентированный характер.
Обучение джентльмена - долгий и сложный процесс. Чтобы хорошо изучить все выше перечисленные предметы, нужно немало времени и средств. И если не приучить с самого раннего детства ребенка к порядку и строгости, то вряд ли он сможет так углубленно изучать предметы, которые, возможно, будут ему не по душе.
Так же джентльмен должен владеть и ремеслом. Знание некоторых вещей настолько необходимо усваивать детям, пока они малы, что усовершенствованию в этих вещах должна быть посвящена некоторая часть их времени. Эти занятия вовсе не способствовали здоровью. Таковы чтение и письмо и все другие занятия, связанные с сидением на месте, цель которых - воспитание их ума и которые неизбежно отнимают у джентльменов значительную часть времени с самых ранних лет. Из ручных ремесел, для усвоения которых, равно как и для упражнения в них, требуется физический труд, многие благодаря этому упражнению не только увеличивают ловкость и искусство, но и укрепляют также здоровье, особенно если ими заниматься на открытом воздухе.
Чтение служит совершенствованию разума. Совершенствование же разума нужно для двух целей: во-первых, для расширения собственных знаний, во-вторых, для того, чтобы люди могли передавать эти знания и делать их понятными для окружающих. Последнее пусть для занятий джентльмена и не главное, все же не менее важно, чем первое, так как большая часть жизненных дел и выгод зависит от того, что говорим или пишем другим людям.
Круг наших знаний не может быть шире круга наших идей. Следовательно, тот, кто желает быть сведущим во всем, должен познакомиться с объектами всех наук. Но для джентльмена, чье призвание - в служении отечеству, это необязательно, ему более всего подобает заниматься вопросами нравственными и политическими. Итак, к его призванию самым непосредственным образом относятся науки о добродетелях и пороках, о гражданском обществе и видах правления, а также право и история.
Джентльмену достаточно воспринять идеи, относящиеся к его призванию; он найдет их в книгах на вышеупомянутые темы. Следующим шагом в совершенствовании его разума должно стать усмотрение связи этих идей в утверждениях, которые выдвигаются и преподаются в книгах в качестве истин. До того как человек сможет судить, истинно это или нет, его разум едва-едва усовершенствуется, и он будет думать, и говорить лишь в соответствии с книгами, которые прочитал.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения