Формирование иезуитской системы образования
В ХУ1-ХУП вв. прочные позиции в осуществлении повышенного образования заняли школы иезуитов. Орден иезуитов стремился взять на себя воспитание господствующих классов и тем самым влиять на политическую и общественную жизнь Европы.
Первые коллежи иезуитов были открыты в европейских столицах: Вене (1551), Риме (1552), Париже (1561). Обычно плату за обучение в коллежах не брали, поэтому у иезуитов могли учиться и талантливые выходцы из низов. К 1600 г. в Европе насчитывалось до 200 коллежей иезуитов. Среди воспитанников иезуитов было немало крупных ученых, писателей, философов, политиков (Ж. Боссюэ, Ж.-Б. Мольер, Р. Декарт, П. Корнель и др.).
Во многом от иезуитов идут традиции жесткой централизации и регламентации школьного дела: генерал ордена, согласно школьным уставам 1588, 1599, 1640, назначал ректоров коллежей, которым, в свою очередь, подчинялись префекты, преподаватели и надзиратели учебных заведений. Генералу ордена каждые три года подавался реестр с поименным перечислением учащихся и преподавателей.
Иезуиты сочетали реакционные педагогические установки и довольно эффективные приемы и методы воспитания и обучения. Большинство учебных заведений Ордена иезуитов были интернатами. Деятельность иезуитов была направлена на то, чтобы дети забыли своих родителей и полностью попали под влияние ордена иезуитов. Главным принципом жизни в интернате было слепое подчинение авторитету наставника. Чтобы приобрести такой авторитет, предлагались три главных способа: заслужить доверие, заслужить любовь, заставить бояться. Учитель должен был заставить ребенка понять, что любой поступок ребенка будет известен и, по необходимости, наказан.
В коллежах иезуитов заботились о здоровье учащихся. Здесь ученики занимались гимнастикой, верховой ездой, плаванием, фехтованием. Школьные помещения были просторными, чистыми, хорошо освещенными. Учеников ограждали от перегрузок. Занятия длились не более пяти часов ежедневно. Учебный год был коротким - 180 дней, и прерывался частыми каникулами, праздниками, экскурсиями. Преподаватели предпочитали мягкое обращение с учениками, поручая телесные наказания товарищам провинившихся и специальным «корректорам». Однако в коллежах процветали нездоровое соперничество, взаимная слежка и доносительство. В коллежах иезуитов особенно сильна была нетерпимость к иным верованиям и убеждениям.
В программу коллежа, рассчитанную на пять лет обучения, входило изучение латинского и греческого языков, античной литературы, катехизиса на латинском языке, элементов истории, географии, математики, естествознания.
Древние языки и литературу в коллежах учили по трудам античных авторов, делая акцент на сочинения Цицерона. Произведения античной литературы также служили для упражнений в красноречии. Гуманистический смысл произведений выхолащивался, поощрялось осуждение в них «нравственно соблазнительного». Обучение истории и географии было оторвано от национальной почвы. Источником знаний по географии и истории становились преимущественно сведения из древней истории. Иезуиты исходили из убеждения, что знание национальной истории «служит на гибель тому, кто ее изучает». В сущности, иезуиты были противниками обновления содержания образования. Девизом обучения служил лозунг: «Важнее основательность, чем объем знаний».
Развивая фанатическую преданность римско-католической церкви, иезуитская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области практики обучения, была по сути своей реакционной, уводившей человека от саморазвития.
Вопросы для самостоятельной работы:
Каково содержание образования в школах раннего Средневековья?
В чем заключалось рыцарское воспитание?
Что общего в педагогических идеях римско-католической церкви, Возрождения и Реформации?
В чем заключается различие в педагогических идеях римскокатолической церкви, Возрождения и Реформации?
Каковы взгляды деятелей Реформации, сыгравших особую роль в сфере образования?
Какова роль схоластики в развитии средневекового образования?
Что являлось основной целью средневекового воспитания?
Кем осуществлялось средневековое воспитание?
Какой тип личности и почему выдвигало Средневековье?
Охарактеризуйте основные черты византийской педагогической мысли.
Перечислите особенности и возможности схоластики.
Как сочетались религиозное и светское образование в позднем Средневековье ?
Когда, где и почему возникли университеты?
Какие традиции лежат в основе педагогической мысли западноевропейского Средневековья?
Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе?
Кого можно считать предвестниками европейского Возрождения в воспитании?
Охарактеризуйте деятельность представителей европейского Возрождения в воспитании.
Дайте характеристику педагогических идей европейского Воз рождения.
Сопоставьте педагогические идеи римско-католической церкви, Возрождения и Реформации.
Назовите представителей средневековой схоластики.
Кто явился представителем идей гуманизма эпохи Возрождения?
Каков вклад в педагогику эпохи Возрождения французского писателя гуманиста Франсуа Рабле?
Почему Византию можно рассматривать как мост между античной и средневековой образованностью?
Урок 4
Тема урока: ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА РУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII в.
Цели:
Обучающая: проанализировать вопросы образования и воспитания на Руси с древнейших времен до XVII а
Воспитательная: Воспитание интереса к педагогической профессии.
Развивающая: Развитие умений коллективного взаимодействия.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока:.
Методы: Методика взаимопроверки индивидуальных заданий, методика Ривина, демонстрация слайдов.
Методическое обеспечение и средства: слайды для презентации слайдов по теме урока на мультимедийной установке, мультимедийная установка.
Педагогическая технология: коллективный способ обучения.
Реализуемый подход: личностно-компетентностно-социальный.
Методика проведения занятия и выполнения заданий.
1.Организационный момент: проверка присутствующих, сообщение целей урока и плана проведения занятия.
2.Проверка как усвоен материал предыдущего урока:
Взаимопроверка индивидуальных заданий
Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, в которые в сумме входят все вопросы и задания, которые участник образовательного процесса, изучая данный раздел программы, должен был освоить.
Для того чтобы сформировать индивидуальные задания, из всего раздела (темы) выделяются все важные моменты и к ним формулируются вопросы и оформляются задания. Получается общий список заданий и вопросов ко всему разделу. Их может быть любое количество.
Затем эти вопросы и задания компонуются в индивидуальные задания, каждое из которых будет оформлено на отдельной карточке. Таким образом, получается, индивидуальных заданий может быть любое число.
Количество вопросов и заданий во всех карточках должно быть одинаковым. Распределение же вопросов и заданий не имеет ни какой логики, в одно индивидуальное задания попадают любые вопросы и любые задания по этому разделу.
Проверка индивидуальных заданий осуществляется в парах сменного состава.
После того, как участник выполнил полностью свое индивидуальное задание (осветил на все вопросы и выполнил все задания), он находит себе напарника (из тех, кто тоже выполнил свое индивидуальное задание) и начинает проверяться свое понимание первого пункта своего индивидуального задания.
Для этого первый участник восстанавливает (рассказывает вслух) ответ на свой первый вопрос. Напарник следит за изложением, поправляет, вносит дополнения, если считает, что ответ не полный. Затем напарник восстанавливает ответ на свой первый вопрос, а первый участник так же работает с его ответом.
Для проверки второго пункта своего индивидуального задания участник ищет нового напарника и т.д. Таким образом, каждый пункт (вопрос, задание) своего индивидуального задания участник проверяет в новой паре.
После того, как первое индивидуальное задание проверено (проверены все вопросы и задания), участник отмечается у руководителя сводной группы о выполнении и получает новое индивидуальное задание, самостоятельно выполняет его и снова проверяется в парах сменного состава.
Учет ведется руководителем сводного отряда с помощью табло учета, где знаком «+» отмечается выполненное задание, а знаком «*» то задание, над которым участник работает в данное время.
Таблица 2
ФИО | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 310 |
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| + | * |
|
|
|
3. Проработка новой темы по темам:
Воспитание у восточных славян VI-IX вв.
Просвещение на Руси в Х-ХП1 вв.
Развитие педагогических идей на Руси в XГV-XV вв.
Открытие первых высших школ.
Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
Каждый участник сводной группы, которая работает по методике Ривина, получает текст по выше перечисленным темам и прорабатывает его поабзацно (по частям) в парах сменного состава (каждый абзац в новой паре) следующим образом:
- для проработки первого абзаца участник находит себе напарника, которому читает вслух свой абзац;
- обсуждает, выясняет содержание этого абзаца;
- озаглавливает абзац (именно озаглавливает, а не конспектирует):
-записывает заголовок в специально отведенное в тетради место. Таким же образом он помогает своему напарнику разобраться в его абзаце, озаглавить. Заглавие своего абзаца напарник записывает в свою тетрадь. Напомним, что у каждого участника сводной группы своя тема.
После этого, для проработки своего второго абзаца, участник ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Таким же образом он помогает своему напарнику, прослушивает содержание его первого абзаца, помогает ему разобраться в содержании второго, озаглавить его и записать название в тетрадь.
Для проработки третьего абзаца текста участник ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первых двух абзацев, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание третьего абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Затем он прослушивает своего напарника, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить и написать название в его тетрадь... И так далее. Очень важным обстоятельством является то, что каждый новый абзац участник должен проработать с новым напарником.
После проработки всего текста, для закрепления и систематизации полученных знаний, участник выступает по данной теме перед малой группой. Затем он получает новую тему и прорабатывает ее тем же способом.
Для учета работы в сводной группе по методике Ривина составляется такое же табло учета, как и для методики взаимопередачи тем (таблица 1). После проработки темы каждый участник группы отмечается у руководителя сводной группы о том, какая тема им проработана, и к проработке какой темы он приступил.
4 Подведение итогов занятия.
После окончания занятий или завершения работы сводной группы (все темы проработаны каждым) руководитель сводной группы с табло учета группы отчитывается перед дежурным руководителем. Результаты вносятся в общее табло учета и планируется дальнейшая работа для каждого члена группы.
Анализ достижения поставленных целей занятия: Достигнуты ли поставленные цели урока на каком этапе и какими методами и средствами?
Домашнее задание: учебное пособие по дисциплине «История педагогики и образования» Е.М. Заболотской, О.С. Тюппа, тема 4 (повторить материал, сформулировать пять вопросов по содержанию темы, в приложениях А и Б подобрать соответствующее содержанию темы: пословицы-1-2, афоризм 1-2 и обосновать свой выбор, в глоссарии приложение Г найдите определение ключевых понятий и запишите их в словарик.
Сообщение темы следующего урока: «Развитие образовательно-воспитательных систем на этапе развития педагогики как самостоятельной научной дисциплины».
Ключевые понятия: профессиональное образование, народная педагогика, профессиональное учебное заведение.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения