logo
пособие История педагогики

Система воспитания а.С. Макаренко

Известный советский педагог Антон Семенович Макаренко (1888-1939) подверг острой критике буржуазную педагогику и построил педаго­гическую теорию на обобщении практического опыта воспитания.

Центральной идеей педагогической системы Макаренко выступает идея воспитания в коллективе и через коллектив. Он разработал законы и принципы организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания.

Закон параллельного действия. Коллектив несет ответствен­ность за каждого своего члена, а педагог воздействует на личность только через коллектив. Каждый человек при этом ответственен за свои действия перед своим коллективом. Общественное мнение - важный фактор реали­зации этого закона.

Закон развития (движения) коллектива. Коллектив, достигший своей цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего. Достиг­ший высокого уровня коллектив не должен останавливаться в своем разви­тии.

Принцип перспективных линий. Он состоит в организации новых перспектив развития коллектива.

Принцип педагогической целесообразности. Этот принцип основывается на отборе содержания жизни детей, их жизнь и деятельность в коллективе должны обусловливаться целями и задачами воспитания.

Принцип активной целеустремленности. Необходима, как говорил Макаренко, «энергия устремления к цели».

Принцип целостности процесса воспитания. Этот принцип оз­начает, что «человек не воспитывается по частям, он создается синтетиче­ски».

Принцип ответственной зависимости. Исходя из данного принципа, необходимо считать, что коллектив и каждый член коллектива, ответственны за действия коллектива, за его жизнедеятельность.

Педагогическое требование - способ воздействия коллектива на сознание его воспитанников с целью стимулирования или торможения отдельных видов их активности.

Макаренко обосновал этапы становления и развития коллектива.

Первый этап. Группа детей сплачивается в результате единоличного требования педагога. Выбирается актив группы.

Второй этап. Основные требования к личности выдвигаются через актив, который имеет реальные полномочия, с его помощью и через него педагог воздействует на учащихся.

Третий этап. Самоуправление. Педагог передает значительную часть полномочий реально действующим органам коллектива.

После многих лет прославления ныне подвергается критике педаго­гическая система А.С. Макаренко, однако, в других странах он по-прежнему уважаем. У нас некоторые называют его «педагогом- сталинистом» за то, что прославлял вождя и создал педагогику коллектива. Кто-то мудро сказал, что он выбрал унижение, чтобы нам жилось гордо.

Педагогика коллектива Макаренко не совпадала с заказом властей. Корни ее исходят из русской общины и дореволюционной педагогики дет­ского сообщества. Коллектив Макаренко существенно отличался от кол­лектива в понимании официальной педагогики. Он не подчинял и не по­давлял личность, а формировал ее. Воспитанные по закону коллектива и вроде бы по одной мерке, молодые люди выходили из школы Макаренко образованными, трудолюбивыми, дисциплинированными, жизнерадост­ными, а главное - разными, индивидуальностями, умеющими раскрывать свои способности, главное подтверждение тому - спасенные и устроенные жизни воспитанников Макаренко.

Советская школа и педагогика в 1931-1945 гг.

Существенные изменения в народное образование внесли постанов­ления ЦК ВКП(б) 30-х годов о школе. Они содействовали развитию и ста­новлению так называемой сталинской школы и педагогики. На VIII съезде комсомола Сталин призвал «выковать новые кадры большевиков-специалистов» по всем отраслям знаний, вырастить свою рабоче-крестьянскую интеллигенцию, а для этого - «учиться, учиться, учиться упорнейшим образом». Им был обойден вопрос о том, чему нужно учить­ся.

Постановления ЦК ВКП(б) о школе, по сути, означали наступление на утвердившийся школьный демократизм, лишали учителей права на творчество. За образец бралась дореволюционная гимназия с ее твердыми порядками, дисциплиной и режимом.

Отменялись комплексные программы. Вместо них вводились так на­зываемые усовершенствованные программы, строго предметное обучение и обязательные проверочные испытания в конце учебного года для всех учащихся.

Устраняется разнообразие форм педагогического творчества. Весь процесс преподавания регламентируется жестким расписанием, урочной системой, отнимается право учиться по интересам, все учебники привязы­ваются к стандарту.

На смену самоуправлению в школе приходит «укрепление дисцип­лины», единоначальное управление. Ограничивается самодеятельность и самоуправление школьников. Появляются классные руководители. В их обязанности входит укрепление дисциплины, успеваемости, а несколько позже в этот процесс включаются пионерская и комсомольская организа­ции. Вводится правило исключать из школы без права поступления сроком от одного до трех лет.

Внедряется сталинская теория усиления классовой борьбы. Требует­ся повышать среди учащихся и учителей процент рабочих, батраков, бед­ноты. Отсюда настороженное отношение к детям «нетрудового населения» вплоть до исключения их из школы. Начинаются «чистки учителей».

Обозначается противопоставление общественного воспитания се­мейному. Семья заведомо рассматривается как вредная среда.

В преподавании истории и географии рекомендовалось перейти от тематического изложения материала к хронологическому, больше внима­ния уделять карте. Новые стабильные учебники, идеологические подходы к преподаванию истории и географии широко использовались для форми­рования культа личности.

Однако в 30-е годы немало было сделано для развития системы на­родного образования. Постановления о школе хотя и усложнили ее поло­жение, но и решили ряд вопросов. С 1930/31 учебного года было введено всеобщее обязательное начальное четырехгодичное образование. Получи­ло дальнейшее развитие среднее специальное и высшее образование. В стране создается относительно качественная система профессионально-технического образования. Улучшается подготовка учительских кадров.

Открывается много педагогических институтов. Однако закрываются прежние творческие лаборатории, группы, школы, площадки. Разгромлена педология, насаждается сталинский принцип «выравнивания», утвержда­ется курс на воспитание исполнителей. Основой авторитарной педагогики стал классовый подход, игнорирование общечеловеческих ценностей, пре­небрежение к личности. Сталин подчеркивал: «Наша демократия должна всегда на первое место ставить общественные интересы. Личное перед общественным - это почти ничего».

Репрессии обрушились и на педагогических работников. Арестовывали не только работников наркоматов, но и рядовых учителей, студентов и даже школьников. Сложными были и судьбы тех педагогов, которые из­бежали репрессий.

Место и роль школы в 1941-1945 гг. можно рассмотреть по следую­щим направлениям: участие учителей и школьников непосредственно в боевых действиях против фашистов; их трудовая деятельность, помощь фронту; выполнение школой своих профессиональных функций по обуче­нию и воспитанию учащихся.

Школа и в войну оставалась учебно-воспитательным учреждением, решала одну из важнейших задач - всеобуч, максимальный охват учебой всех детей школьного возраста. Часто решение этой задачи требовало на­стоящего героизма, огромных усилий. Стали появляться новые типы об­щеобразовательных учреждений: школа рабочей молодежи, вечерние началъные и семилетние школы для сельской молодежи. Они дали возмож­ность получить образование многим тысячам девушек и юношей, оста­вивших учебу, чтобы трудиться на производстве. Создавались суворовские и нахимовские военные училища - закрытые военно-учебные заведения для мальчиков.

В трудных условия велась работа по обеспечению качества знаний. Число средних школ сократилось на треть. Нередко учились в три смены с уроками по 35-40 минут и с пятиминутными переменами. Оказывалась помощь учащимся, приступающим к занятиям после перерыва, вызванно­го обстоятельствами военного времени. Для них практиковались летние дополнительные занятия, индивидуально-групповое обучение.

В основном школы работали по прежним учебным планам и про­граммам, но они претерпевали, как и учебно-воспитательный процесс в целом, существенные изменения, которые были, с одной стороны, оправ­даны военным временем, с другой - продолжали тенденцию приближения советской школы к дореволюционной гимназии.

В условиях тяжелейшей из войн школа СССР показала свою жизне­способность; поколение, воспитанное ею, внесло огромный вклад в победу над фашизмом, в развитие науки и хозяйства страны.