Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
Поиск «самобытного» просвещения разделил русскую интеллигенцию 1840-х гг. на два лагеря: славянофилов и западников.
Славянофилы (философ и публицист Иван Васильевич Кееревский, философ и поэт Алексей Степанович Хомяков, литературный критик, поэт и историк Степан Петрович Шевырев выдвинули и активно отстаивали идею воспитания «цельного человека», сочетающего в своей образованности национальные черты характера и общечеловеческие качества. Они ставили своей задачей согласование развития собственно российского образования с мировыми достижениями в области просвещения.
Они размышляли над проблемой взаимообогащения западной и национальной педагогических традиций. В основании народного, национального воспитания славянофилы видели религиозность, нравственность и любовь к ближнему.
Славянофилы не были едиными в своих воззрениях. И.В. Киреевский (1806-1856) отрицал концепцию рационального образования, главное - это нравственное развитие души, для чего предлагал метод вхождения в познание - освоение мира разумом и через христианскую веру.
А. С. Хомяков (1804-1860) выдвинул учение о соборности становления личности путем православия, общинно-семейного воспитания и школьного обучения: одновременное освоение европейского знания и возвращения к исконным народным началам.
С.П. Шевырев (1806-1864) отстаивал идею развития внутреннего человека, вбирающего общечеловеческие и национальные начала. Эти мысли в дальнейшем были развиты Н.И.Пироговым, К.Д.Ушинским и другими педагогами второй половины XIX в.
Часть славянофилов были резко враждебными к практике заимствования западноевропейских педагогических идей. Характерны в этом плане статьи Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886): вне народности Россию не спасут никакие зарубежные педагогические идеи и школьные системы.
Видевшие в европейской педагогике пример для изучения и освоения, западники представляли разнородное общественное явление. Но их многое объединяло.
Мыслители, которых принято называть западниками, в отличие от славянофилов являлись позитивистами (Александр Иванович Герцен, Виссарион Григорьевич Белинский, Николай Владимирович Станкевич, Владимир Федорович Одоевский, Николай Платонович Огарев), выступали за развитие русской педагогики по исторически отработанным в Западной Европе моделям, выступали против сословно-крепостнических традиций воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию. С этих позиций решение вопросов воспитания рассматривалось как неотложная необходимость. Многие западники высказывали радикальные педагогические идеи. В отличие от официальной позиции, иначе трактовали присущие народу лучшие черты, сделав упор на стремление русского человека к социальным переменам, и предлагали поощрять такое стремление путем воспитания.
Будет неверным сводить общественную русскую педагогическую мысль первой половины XIX в. к мировоззренческой полемике славянофилов и западников.
Филолог и методист Федор Иванович Буслаев (1818-1897) избежал крайностей, как славянофильства, так и западничества. Его основные педагогические взгляды: школьное обучение должно быть связано с нравственным и гражданским воспитанием; своеобразие народной культуры должно находить отражение в воспитании; применение западноевропейской методики в трансформированном виде может использоваться и в процессе обучения русскому и церковно-славянскому языкам; необходимо глубокое изучение учащимися отечественной истории параллельно с изучением родного языка.
Шли изыскания, касавшиеся собственно педагогической науки. Характерные исследования в этом направлении были сделаны А.Г. Ободовским (1796-1852) и П.Г Редкиным (1808-1891).
А.Г. Ободовский размышлял о педагогике как науке и искусстве, отмечая, что педагогике присуща двойственность.
П.Г. Редкий считал, что педагогике недостает твердой основы в виде главных теоретических положений и практических правил. Научная педагогика должна опираться на опытное знание и определять одновременно основные законы, т.е. быть наукой философской.
На рубеже 50-60-х гг. XIX в. в русском обществе была популярна мысль, что педагогика как наука уже создана в Европе. Задача русских педагогов состоит лишь в том, чтобы разумно применить ее выводы к российской школе. Против такой точки зрения выступили Н. И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой.
Николай Иванович Пирогов (1810-1881) цель воспитания видел в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором, в том числе и в женском образовании. В основе педагогической теории лежали идеи Руссо - о необходимости прежде всего воспитать человека; идеи Локка о школьном образовании как средстве, унижающем ребенка, приучающем к рабскому повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении своих поступков. Вся система образо- вания, считал Н.И. Пирогов, должна быть единой, бессословной. Он был убежденным сторонником классического образования.
Николай Александрович Добролюбов (1836-1861, западник) считал, что подлинная реформа образовательной системы невозможна без коренной перестройки всей общественной жизни в России.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) видел задачу воспитания в формировании нового человека - истинного патриота, близкого народу и знающего его нужды, человека-борца за воплощение революционной идеи. Важнейший принцип воспитания - единство слова и дела.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения