logo
пособие История педагогики

Аксиологический подход в изучении педагогических явлений

Человек в гуманистической педагогике рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития, поэтому аксиологический (ценностный) подход органически присущ гуманистической пе­дагогике.

В этой связи аксиология (учение о ценностях), являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматри­ваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимо­зависимого, взаимодействующего мира. Эта концепция утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому надо научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждо­го отдельного человека.

Гуманистически ориентированная философия образования - это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить крите­рии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образо­вания, педагогического опыта. Идея гуманизации предполагает осуществ­ление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

Гуманистическая направленность образования меняет представления о цели образования как формировании систематизированных знаний, уме­ний и навыков. В настоящее время стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависят решение социальных и эко­номических проблем.

Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее ре­шения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему.

В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только по­ложительно значимые события и явления, связанные с социальным про­грессом.

Педагогические ценности зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на раз­витие педагогики и образовательной практики.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим зве­ном между сложившимися общественным мировоззрением в области обра­зования и деятельностью педагога.