logo
пособие История педагогики

Становление и развитие философии образования

Становление философии образования как самостоятельной дисцип­лины произошло во второй половине XX в. Своим происхождением фило­софия образования обязана непрерывному взаимодействию различных фи­лософских течений с системой образования и образовательным опытом поколений. Философия образования рассматривает развитие человека и систему образования в неразрывном единстве. Существует различие меж­ду подходами в понимании философии образования. За рубежом, напри­мер, в США, содержание философии образования является следствием своеобразной «проекции» общефилософских концепций и доктрин на «плоскость» образования (Б.С. Гершунский). Такой дедуктивный подход имеет право на существование. Но не менее важен и другой, индуктивный подход, когда основой знания становится образовательная практика. Орга­ническое единство обозначенных подходов может служить основой фило­софии образования. Обращение к философскому смыслу образования осо­бенно важно в наше неспокойное время не только для педагогической нау­ки, но и общества в целом.

Философия образования - область исследований целей и ценност­ных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности.

В философии образования прежде всего раскрывается сущность и природа всех явлений в образовательном процессе: образование само по себе (онтология образования), как оно осуществляется (логика образова­ния), природа и источники ценностей образования (аксиология образова­ния), поведение участников образовательного процесса (этика образова­ния), методы и основы образования (методология образования), совокуп­ность идей образования в определенную эпоху (идеология образования) и, наконец, образование и культура (культурология образования).

Остановимся подробнее на выделенных аспектах философии образо­вания.

Онтология образования. Онтология (др.-греч., сущее + ... логос) -это философское учение о принципах, основах, строении и закономерно­стях бытия, в отличие от учения о познании (гносеологии), т.е это учение о существующем. В философских течениях онтологические основания обра­зования, в частности, относительно объектов и процессов, составляющих сущность образования, различаются достаточно основательно.

Логика образования. Логика - это наука о законах мышления, спо­собах доказательств и опровержений; ход рассуждений, последователь­ность связанных между собой умозаключений; внутренняя закономер­ность, продуманность, разумность. Существующий в настоящее время уровень понимания мира и собственного мышления управляет процессом познания мира и определяет способ освоения и закрепления результатов познания. С одной стороны, логика руководит движением мысли исследо­вателей, а, с другой, - сама изменяется в ходе познания окружающего ми­ра. Образование представляет собой процесс взаимодействия систем само­го высокого уровня сложности, таких, как личность, культура, общество.

Аксиология образования. Аксиология - это учение о ценностях, т. е. о положительной или отрицательной значимости объектов окружающего мира для человека, общественной группы или общества в целом. Ценности - вещественно-предметные свойства явлений, психологические характери­стики человека, явления общественной жизни, обозначающие положи­тельные или отрицательные значения для человека или общества (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова). Актуализация ценностных подходов к образо­ванию определяется рядом факторов, к числу которых относятся: аксиоло-гизация мирового образовательного процесса, кризис современного обра­зования, переход к гуманистической образовательной парадигме.

Аксиология образования основана на гуманистических и этических принципах, и образованию отводится ведущая роль в решении задачи пре­дотвращения войн, объединении усилий людей в деле защиты окружаю­щей среды; образование «должно быть направлено к полному развитию человеческой личности, увеличению уважения к правам человека и основ­ным свободам. Оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и должно содействовать деятельности ООН по поддержке мира» (Устав ЮНЕСКО).