Интеграционные процессы в образовании
В решении крупной цивилизационной задачи - выхода из состояния закрытого общества и интеграции России в международное сообщество, равно как и интеграции российского образования в международное образовательное пространство, страна прошла трудный и неоднозначный путь. В настоящее время стало ясно, что закрытая от общества школа, как и закрытое общество, не способны к развитию. Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции.
Если ранее инновационное развитие образования считалось в основном предметом заботы органов власти на национальном или региональном уровне, то в последние десятилетия наметилась растущая тенденция к интернационализации и даже глобализации этого процесса. Процессы глобализации образования в мире были закреплены в ряде международных проектов и соглашений, в том числе в Лиссабонской, Сорбонской, Болонской, Копенгагенской декларациях, а также в ряде международных интеграционных образовательных программ и проектов.
Важнейшими условиями вхождения Российской Федерации в мировые интеграционные образовательные процессы, без которых на современном этапе невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчивое инновационное развитие отечественного образования, являются следующие:
достижение эквивалентного мировым образовательным стандартам и образцам качества и уровня образования на всех его ступенях; использование в этих целях сопоставимых процедур, инструментов и средств контроля качества образования;
приведение содержания и структуры отечественной системы образования в соответствие с общепризнанными международными нормами и стандартами;
проведение работы по установлению соответствия российских и зарубежных дипломов и квалификационных структур в профессиональном образовании;
академическая мобильность педагогов, учащихся и студентов; создание условий для значительного расширения экспорта и импорта технологий, знаний и образовательных услуг;
равнодоступность для различных секторов образования государственных ресурсов;
информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернета, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;
расширение участия Российской Федерации, регионов, образовательных учреждений в международных интеграционных образовательных проектах и программах.
К основным тенденциям развития современного образования следует отнести такие, как глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация. Остановимся более подробно на выявленных тенденциях современного образования.
Глобализация образования определяется, прежде всего, тем, что образование и общество неотделимы друг от друга. И это приходится до сих пор доказывать с позиции приоритетной значимости развития образования для человеческой цивилизации, отдельно взятого человека. Сфера образования призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов и человека, и общества, она работает на будущее, «предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения и навыки, ировоззренческие и поведенческие приоритеты» (Б.С. Гершунский).
Единый мировой рынок, единое информационное пространство, интеграция локальных цивилизаций в единое мировое сообщество обеспечивают воспроизводство социальных связей и отношений в историческом пространстве и времени. Единая история человечества, впитавшая в себя опыт всех народов, привела к возникновению одной из важнейших проблем человечества - выживанию. Глобализация становится общей судьбой для народов и культур, которые, чтобы сохранить себя, должны прийти к пониманию возросшей ответственности человека и человечества за жизнь и ее качество.
Образование должно быть фундаментальным, т.е. глубоким и основательным. Признание фундаментализации вызвано ростом объема информации, ее обновлением в каждые 2-3 года. Первоочередными задачами в данной области выступают: введение цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образование с целью преодоления разобщенности естественнонаучных и гуманитарных компонентов целостной мировоззренческой культуры личности; создание интегральных междисциплинарных курсов, которые содержат наиболее универсальные и обобщенные знания, являющиеся основой прикладных исследований и разработок, базой для формирования общей и профессиональной культуры личности, быстрой адаптации к новым профессиям и специальностям; преодоление противоречия между фундаментальным образованием и профессиональным обучением при безусловном приоритете фундаментальных знаний.
Гуманитаризация образования касается вопросов обучения, воспитания и развития личности обучаемых, а также вопросов организации, функционирования и управления образованием. Предполагается, что гуманитаризация образования должна реализовываться во всей системе образования, пронизывая гуманитарную и естественнонаучную составляющие образования, область технических, инженерных, экономических и других наук. Гуманитаризация - частное проявление общей задачи, связанной с возрождением культурно соотнесенного образования. Гуманитаризировать образование - значит, выявить личностный смысл при изучении учебных дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного направлений, осознать его значимость с позиции каждой личности, т. е. сделать его лич-ностно ориентированным и личностно значимым.
Гуманизация образования - одна из ведущих современных тенденций развития образования. В нашей стране эта проблема поставлена более десяти лет назад (Закон «Об образовании», 1992 г.), но полного теоретического и практического решения она пока не получила, хотя от этого во многом зависит дальнейший уровень образования и процветания общества и человека.
Важным направлением развития образования является технологиза-ция образовательного процесса, которое предполагает внедрение в образование современного инструментария, информационных технологий, продолжающуюся повсеместную компьютеризацию. В образовательный процесс приходит компьютика, наука о совместной деятельности преподавателя и компьютера (В.П. Беспалько).
Следует отметить, что в содержании образования происходят крупные изменения в связи с его стандартизацией, функция которой двояка. С одной стороны, стандартизация означает придание некоторого однообразия, а, с другой, - сделать такое содержание образования, которое удовлетворяло бы соответствующему стандарту. Образовательный стандарт определяет требования к образованности человека. Еще Н.И. Пирогов говорил, что если образование современно, значит, современны и члены общества; если обратное, значит, будет отсталым и общество.
Основные тенденции в развитии профессионального образования
«Основными тенденциями, на фоне которых идут процессы модернизации российского образования, являются те, которые сформированы за последние 5-10 лет, хотя они все еще до конца не осознаны в обществе», - так отмечает академик РАО Е.В. Ткаченко.
В динамических процессах, происходящих в обществе, а соответственно этому, и в системе образования можно выделить пять основных направлений (цитируется по статье Е.В. Ткаченко «Основные тенденции модернизации профессионального образования», опубликованной в книге «Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции», Екатеринбург, 2006. Вып. 4).
Растущая коммерциализация образования, как в государственен, так и негосударственной сфере. Это логично, т.к. до 90% предприятий страны уже сменили форму собственности, стали негосударственными, и 3/4 занятого населения России трудится в негосударственном секторе экономики.
В стране сложилась деформированная структура подготовки кадров, при которой на 100 инженеров готовится примерно столько же и техников, и рабочих. А работодателю на 100 инженеров надо 70 техников и 500 рабочих. Результат: до 80% вакансий на рынке труда - рабочие. Следствие: в службах занятости России идет массовая подготовка из инженеров и техников рабочей силы, менее 50% выпускников учреждений всех уровней профессионального образования работают по специальности, идет системное и все возрастающее привлечение иностранной рабочей силы.
Возрастание трудностей формирования контингента образовательных учреждений на фоне неуправляемых процессов, идущих по всей вертикали профессионального образования.
Сегодня в России вузов, их филиалов и представительств уже в 3,5 раза больше, чем было в Советском Союзе. В советской России студентов было 2,3 миллиона, а сейчас 6,4 миллиона. Все это сопровождается увеличением не только доли платного образования, но и сословности общества. Данные социологического опроса 2006 г. показывают, что более 80% выпускников школ связывают свое будущее с высшим образованием. В связи с этим возникает проблема: как формировать контингент обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования?
Старение или даже кадровое «обескровливании» системы профессионального образования, особенно в НПО. В 1990-х годах в системе НПО было 98% преподавателей-предметников с высшим образованием, сегодня около 80%. Среди мастеров производственного обучения их менее 25%.
Доля преподавателей старше 50 лет в образовательных учреждениях НПО, СПО и ВПО соответственно 56%, 65%, 68%. Соответственно их менталитет определяется опытом прошлого, они с трудом вписываются в рыночные отношения.
Согласно социологическим исследованиям, современный работодатель недоволен квалификацией педагогических кадров всех уровней профессионального образования, и, особенно, начального профессионального.
Требования работодателей все более превышают требования к образованию, заложенные в Государственных образовательных стандартах. Нужны рабочие, на 95% имеющие 4-6-й разряд, на 92% - общее среднее образование, на 80% знающие основы менеджмента, компьютерную технику и т.д.
Неизбежна интеграция образовательных учреждений НПО и СПО. Это обусловлено двумя причинами: 1) исход государства из образования, отказ от социальных функций и 2) позиция работодателя, которого не устраивает качество подготовки в системе НПО. Рабочих он берет из колледжей, техникумов, но не из училищ. Вопрос: в какие сроки, по каким механизмам пойдут процессы интеграции? Будет ли это объединение учреждений образования или учебных планов, учебных программ и т.д.? Это разные механизмы.
В Москве такое объединение уже состоялось. В результате из 198 училищ, лицеев и техникумов создано 63 колледжа. Наверное, со временем это произойдет и по всей стране. Но это не должно быть обвально, без учета специфики регионов, с непросчитанными последствиями.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения