logo
пособие История педагогики

Соотношение понятий «ценности» и «идеал»

В отличие от понятия ценностей в русской педагогике более принятым было понятие идеала Идеал (от греч. - идея, прооб­раз), в общеупотребительном смысле: а) высшая степень ценного или наи­лучшее, завершенное состояние какого-либо явления; б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, ка­сающийся личных качеств или способностей. В философском смысле иде­ал - абсолютное ценное представление (о благом и должном). Понятие идеала шире и глубже понятия ценности, в большей степени характеризует личностное отношение к цели стремления, поскольку «в понятие идеала входит творческое представление, созданное воображением, изображаю­щее известную мысль, идею, вообще идеальное содержание, посредством сопоставления в одно стройное целое частных мыслительных данных фи­зического и умственного бытия» (М.И. Демков).

Ценности передаются, идеалы формируются в результате творческо­го преобразования «мыслительных данных».

Нельзя ограничивать систему ценностей теми или иными рамками. Национальные и общественно-гражданские особенности не только страны, но даже определенной общности людей могут выдвигать и делать акту­альными особые, свойственные лишь данным условиям ценности. Смысл понятия ценности должен быть приближен к понятию идеала: не только как усвоенное представление об определенной «цене» чего-либо, но как творчески переработанное представление о смысле жизни.

По тому, признается ли существование универсального и абсолют­ного идеала в качестве критерия выбора ценностей и оценки, мыслители делятся на абсолютистов и релятивистов.