logo
пособие История педагогики

Просвещение на Руси в х-х1у вв.

Принятие христианства на Руси было осуществлено князем Влади­миром Святославовичем в 988-989 гг. Возникла потребность в подготовке грамотных людей для церковного служения. Эту цель преследовало пове­ление Владимира (980-1015), о чем свидетельствует запись 988 г. В ней говорится, что князь Владимир приказал «поймати» детей знатных родите­лей и «дата их на ученье книжное».

О просвещении проявлял большую заботу князь Ярослав Мудрый (1019-1054), сын Владимира Святославовича. Он собрал в Киевском собо­ре библиотеку, организовал переводы книг с греческого на славянский язык.

Назначая по городам и селам священников, князь давал им жалова­ние с условием, что они будут учить детей прихожан. Так, в Новгороде,

Ярослав основал училище на 300 детей для подготовки священников и го­сударственных чиновников.

Великий князь Всеволод (1076-1077) материально поддерживал учи­лище, а его дочь Янка основала женское училище для обучения рукодели­ям, грамоте, письму, пению. Смоленский князь Роман Ростиславович свои средства расходовал на устройство училищ и содержание учителей. Галицкий князь Ярослав Осмомысло открывал училища, призывал монахов обучать детей грамоте. Радетелем просвещения был великий князь влади­мирский Константин Всеволодович (1216-1219). Владея несколькими язы­ками, он тратил большие средства на приобретение книг для библиотеки и переводов книг с греческого языка. Князь завещал училищу свой дом во Владимире и библиотеку.

Училища основывались преимущественно в местах пребывания епи­скопов - в Киеве, Новгороде, Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме и других городах и селах. Это позволяет сделать вывод, что образование на Руси со времени крещения получило широкое распространение. Такой вывод подтверждается и берестяными грамотами, найденными археологами при раскопках в Новгороде, а затем и в Старой Руссе, Смоленске, Витебске, Твери, Звенигороде Галицком, Москве. Гра­моты датируются Х1-ХУ вв.

Первыми предметами обучения были славянская грамота и письмо, церковное пение, а на повышенной ступени - греческий язык. Содержание обучение было единым для всех сословий. Первыми учителями были при­везенные князем Владимиром Святославовичем греки, затем священники, впоследствии - миряне, «мастера грамоты». Главной целью обучения было обучение благонравию, чистоте и смирению. Методы обучения - «учити не яростию, не жестокостию, не гневом, но радостновидным страхом и любовным обычаем, сладким поучением и ласковыми рассуждениями».

Религиозная педагогика в Древней Руси не была одномерной: в ней проявлялись различные мировоззренческие тенденции. Наряду с право­ славно-ортодоксальной, ставшей официальной идеологией в Московской Руси, существовала рационалистическая тенденция, не исключавшая свет­ских элементов культуры. Так, в Киевской Руси, где монополия церкви на книжное дело была относительной, а просвещение достаточно широко распространено, появились произведения, во многом опиравшиеся на нравственные ценности дохристианского периода Руси («Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Поучение Владимира Монома­ха детям»).

Одним из первых самостоятельных отечественных произведений пе­дагогического характера явилось «Слово о законе и благодати» (середина X в.) митрополита Иллариона, в котором излагались основные идеи право­славного взгляда на воспитание. Языческие корни предков, считал Илла­рион, составляют отеческие традиции воспитания, и они чрезвычайно важ­ны для формировании русского человека. Поэтому Илларион подчеркивал важную роль в воспитании унаследованных от родителей качеств.

«Поучение Владимира Мономаха детям» (1117) является одним их выдающихся памятников педагогики Х1-ХП вв. В нем отражены воспита­тельные идеалы Древней Руси как слияние двух начал - воспитательных традиций древних славян и православия, ставшего государственной рели­гией. В произведении заложены принципы православной педагогики, с од­ной стороны, а с другой, - изложены простые нормы нравственности, по­лучившие религиозную санкцию: трудолюбие, честность, почитание стар­ших, помощь нуждающимся, гостеприимство и т.д. «Поучение Владимира Мономаха детям» - это развернутые наставления «детям или кому друго­му» о том, как жить по заповедям Христовым, как соблюдать их в обычной повседневности. Прежде всего необходимо, следуя божьим заповедям, по­стоянно трудиться. Не работа, а именно труд - есть жизнь христианина. Мономах имел в виду не столько физический труд, сколько умственный труд, т.е. образование. Из христианских заповедей, по его мнению, доста­точно выполнять три, чтобы вести добродетельную жизнь: покаяние, слезы и милостыня. Надо только не лениться им следовать, и тогда «малыми де­лами можно получить милость Божию». При этом он выражал собственное мнение и положительное отношение к рациональному знанию, науке.

После Владимира Мономаха (годы правления - 1113-1125) в Киев­ской Руси усилились тенденции к обособлению отдельных княжеств. Раз­розненные княжества не смогли противостоять намного превосходящим силам завоевателей. Татаро-монгольское нашествие в первой трети ХШ в. и установившееся более чем двухвековое господство татаро-монголов на­несло огромный урон русскому просвещению, были уничтожены центры просвещения - церкви и монастыри.

В Киевской Руси православная педагогика укоренилась столь глубо­ко, что смогла не только пережить трагические последствия разделения Руси, но и сыграть важную роль в преодолении страха перед угнетателями, собирании средств для борьбы против иноземных захватчиков. Просвеще­ние развивалось в основном в княжествах, не подвергшихся захвату или несильно разоренных, это - Новгородская земля, Тверское, Владимирское и Московское княжества.

В ХШ-Х1У вв. при монастырях и церквях существовали школы гра­моты. Потребность в обучении была велика, поэтому народные массы пользовались услугами «мастеров грамоты». Церковь в целом негативно относилась к деятельности «мастеров грамоты», но, тем не менее, была вынуждена пользоваться их услугами.

В ХУ-ХУ1 вв. идет процесс объединения раздробленных княжеств, инициатором которого выступает Московское княжество. Восстановление государственности идет одновременно с утверждением религиозной нрав­ственности. Возрождаются былые формы просвещения при монастырях и церквях.