Просвещение на Руси в х-х1у вв.
Принятие христианства на Руси было осуществлено князем Владимиром Святославовичем в 988-989 гг. Возникла потребность в подготовке грамотных людей для церковного служения. Эту цель преследовало повеление Владимира (980-1015), о чем свидетельствует запись 988 г. В ней говорится, что князь Владимир приказал «поймати» детей знатных родителей и «дата их на ученье книжное».
О просвещении проявлял большую заботу князь Ярослав Мудрый (1019-1054), сын Владимира Святославовича. Он собрал в Киевском соборе библиотеку, организовал переводы книг с греческого на славянский язык.
Назначая по городам и селам священников, князь давал им жалование с условием, что они будут учить детей прихожан. Так, в Новгороде,
Ярослав основал училище на 300 детей для подготовки священников и государственных чиновников.
Великий князь Всеволод (1076-1077) материально поддерживал училище, а его дочь Янка основала женское училище для обучения рукоделиям, грамоте, письму, пению. Смоленский князь Роман Ростиславович свои средства расходовал на устройство училищ и содержание учителей. Галицкий князь Ярослав Осмомысло открывал училища, призывал монахов обучать детей грамоте. Радетелем просвещения был великий князь владимирский Константин Всеволодович (1216-1219). Владея несколькими языками, он тратил большие средства на приобретение книг для библиотеки и переводов книг с греческого языка. Князь завещал училищу свой дом во Владимире и библиотеку.
Училища основывались преимущественно в местах пребывания епископов - в Киеве, Новгороде, Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме и других городах и селах. Это позволяет сделать вывод, что образование на Руси со времени крещения получило широкое распространение. Такой вывод подтверждается и берестяными грамотами, найденными археологами при раскопках в Новгороде, а затем и в Старой Руссе, Смоленске, Витебске, Твери, Звенигороде Галицком, Москве. Грамоты датируются Х1-ХУ вв.
Первыми предметами обучения были славянская грамота и письмо, церковное пение, а на повышенной ступени - греческий язык. Содержание обучение было единым для всех сословий. Первыми учителями были привезенные князем Владимиром Святославовичем греки, затем священники, впоследствии - миряне, «мастера грамоты». Главной целью обучения было обучение благонравию, чистоте и смирению. Методы обучения - «учити не яростию, не жестокостию, не гневом, но радостновидным страхом и любовным обычаем, сладким поучением и ласковыми рассуждениями».
Религиозная педагогика в Древней Руси не была одномерной: в ней проявлялись различные мировоззренческие тенденции. Наряду с право славно-ортодоксальной, ставшей официальной идеологией в Московской Руси, существовала рационалистическая тенденция, не исключавшая светских элементов культуры. Так, в Киевской Руси, где монополия церкви на книжное дело была относительной, а просвещение достаточно широко распространено, появились произведения, во многом опиравшиеся на нравственные ценности дохристианского периода Руси («Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Поучение Владимира Мономаха детям»).
Одним из первых самостоятельных отечественных произведений педагогического характера явилось «Слово о законе и благодати» (середина X в.) митрополита Иллариона, в котором излагались основные идеи православного взгляда на воспитание. Языческие корни предков, считал Илларион, составляют отеческие традиции воспитания, и они чрезвычайно важны для формировании русского человека. Поэтому Илларион подчеркивал важную роль в воспитании унаследованных от родителей качеств.
«Поучение Владимира Мономаха детям» (1117) является одним их выдающихся памятников педагогики Х1-ХП вв. В нем отражены воспитательные идеалы Древней Руси как слияние двух начал - воспитательных традиций древних славян и православия, ставшего государственной религией. В произведении заложены принципы православной педагогики, с одной стороны, а с другой, - изложены простые нормы нравственности, получившие религиозную санкцию: трудолюбие, честность, почитание старших, помощь нуждающимся, гостеприимство и т.д. «Поучение Владимира Мономаха детям» - это развернутые наставления «детям или кому другому» о том, как жить по заповедям Христовым, как соблюдать их в обычной повседневности. Прежде всего необходимо, следуя божьим заповедям, постоянно трудиться. Не работа, а именно труд - есть жизнь христианина. Мономах имел в виду не столько физический труд, сколько умственный труд, т.е. образование. Из христианских заповедей, по его мнению, достаточно выполнять три, чтобы вести добродетельную жизнь: покаяние, слезы и милостыня. Надо только не лениться им следовать, и тогда «малыми делами можно получить милость Божию». При этом он выражал собственное мнение и положительное отношение к рациональному знанию, науке.
После Владимира Мономаха (годы правления - 1113-1125) в Киевской Руси усилились тенденции к обособлению отдельных княжеств. Разрозненные княжества не смогли противостоять намного превосходящим силам завоевателей. Татаро-монгольское нашествие в первой трети ХШ в. и установившееся более чем двухвековое господство татаро-монголов нанесло огромный урон русскому просвещению, были уничтожены центры просвещения - церкви и монастыри.
В Киевской Руси православная педагогика укоренилась столь глубоко, что смогла не только пережить трагические последствия разделения Руси, но и сыграть важную роль в преодолении страха перед угнетателями, собирании средств для борьбы против иноземных захватчиков. Просвещение развивалось в основном в княжествах, не подвергшихся захвату или несильно разоренных, это - Новгородская земля, Тверское, Владимирское и Московское княжества.
В ХШ-Х1У вв. при монастырях и церквях существовали школы грамоты. Потребность в обучении была велика, поэтому народные массы пользовались услугами «мастеров грамоты». Церковь в целом негативно относилась к деятельности «мастеров грамоты», но, тем не менее, была вынуждена пользоваться их услугами.
В ХУ-ХУ1 вв. идет процесс объединения раздробленных княжеств, инициатором которого выступает Московское княжество. Восстановление государственности идет одновременно с утверждением религиозной нравственности. Возрождаются былые формы просвещения при монастырях и церквях.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения