Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
В 30-е годы XIX в. в Западной Европе возникло философское направление - позитивизм, которое оказало сильное влияние на развитие педагогической мысли. Суть науки, по мнению позитивистов, состоит не в объяснении явлений жизни, а в их описании.
Одним из наиболее ярких представителей позитивизма в педагогике был английский философ, социолог, экономист и педагог Герберт Спенсер (1820-1903). Он написал педагогический трактат - «Воспитание умственное, нравственное и физическое».
Спенсер видел значимость воспитания и образования не в том, ценно ли вообще то или иное знание, а в том, с какой пользой оно может быть использовано в практической деятельности человека. Поэтому всю учебную деятельность он подчинил принципу полезности знаний и их соответствию различным видам человеческой деятельности:
самосохранение (физиология, физическое воспитание);
добывание средств к существованию (логика, математика, физика, химия, астрономия, геология, биология, обществоведение);
сохранение рода и воспитание потомства (физиология, педагогика и психология);
социальная деятельность (знание истории);
организация разумной деятельности в часы досуга (искусство, живопись, музыка, поэзия).
Эти виды деятельности послужили критерием отбора содержания образования.
Идеалом, к которому мы идем, считал Спенсер, является общество, в котором свобода личности достигает наивозможной широты, а управление доведено до наивозможно низших пределов.
Итак, можно сделать вывод, что в философско-педагогической системе Г. Спенсера выявляются два взаимосвязанных блока идей - индивидуалистическая концепция утилитаризма, подчиняющая все выгоде, и концепция эволюции как глобального явления, предопределяющего свободу и счастье как цель существования человека.
Идеи Г. Спенсера были чрезвычайно популярны в 70-е гг. XIX в. в англосаксонских странах, особенно в США. Новейшие достижения естественных и гуманитарных наук в конце XIX - начале XX в. способствовали развенчанию идей позитивизма.
Вопросы для самостоятельной работы:
Какое место в мировой педагогической мысли занимает И.Г. Песталоцци?
В чем заключается идея воспитания И.Г. Песталоцци?
Какими педагогическими идеями руководствовался И.Г. Песталоцци в воспитании и обучении?
В чем заключается идея развивающего обучения И.Ф. Гербарта?
Какое педагогическое наследие оставил Ф.А.В. Дистервег?
Почему Ф.А.В. Дистервега называют «учителем немецких учителей»?
Каковы педагогические взгляды Р. Оуэна?
Чем представлены педагогические идеи социалистов-утопистов?
Какой вклад в педагогику внесли социалисты-утописты?
Какова идея философско-педагогической системы Г. Спенсера?
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения