Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
Психологическое развитие ребенка следует рассматривать как становление его внутреннего мира, в то время как воспитание - как целенаправленное освоение духовной культуры народа, общества, человечества и овладение её элементами под руководством воспитателя. Совершенствование личности человека должно длиться всю жизнь, но, к сожалению, этот процесс не всегда бывает полным и насыщенным и не всегда имеет такую временную протяженность.
Процесс психического развития личности называется онтогенез. Начиная с самого раннего детства осуществляется воспитание человека, которое эффективнее тогда, когда его требования, содержание и методы соответствуют умственному развитию ребенка.
Относительно развития психических функций ребенка в психологии выделяют 3 стадии.
До 2-3 лет -развитие природных психических функций (сенсорные функции: слух, зрение, моторика движений, эмоции). Мышление конкретное, чувственно-двигательное, предметное. Основные факторы развития: мать, отец, другие взрослые и общение с ними, игрушки и другие предметы, окружающая обстановка.
До 13 лет - развитие простейших культурных психических функций. Развивается речь, прямая походка, навыки чтения, письма, счета, умения пользоваться различными культурными средствами; обогащаются и усиливаются как сами эмоции, так и их проявления. Мышление становится речевым, речь - осмысленной. Ведущую роль играют эмоции, а интеллект их обслуживает. Все это развивается при благоприятных условиях социального окружения: здоровая культурная среда дома и в школе, заботливые и внимательные родители и учителя, созданы условия для коллективной и самостоятельной деятельности. При неблагоприятных условиях развитие простейших культурных функций затормаживается и их недоразвитость остается на всю жизнь.
До 20 лет -развитие высших культурных психических функций.
На этой стадии происходит эффективное изучение научных понятий, теорий, абстрактно-символических моделей действительности. Развивается интеллект, формирование логического мышления опережает эмоции. Появляются и проявляются уже в большей мере осознанные самим человеком воля и волевые усилия, память, восприятие, формируются и развиваются уже высшие эмоции (совесть, долг, патриотизм, чувство свободы и др.). В силу того, что в данном возрасте значительно возрастает роль собственных сознательных усилий и действий человека, а воздействие педагогов на его волю, интеллект, эмоции уменьшается и уже не носит решающего характера, воспитание сменяется самовоспитанием. Появляется умение предвидеть события, последствия своей деятельности (антиципация), рефлексия, самонаблюдение, самокритика, желание стать лучше, избавиться от недостатков.
Следует понять и запомнить:
•каждая стадия развития психических функций развивает только ей присущие свойства и качества личности в целом;
•строить воспитание ребенка с предъявления ему требований, опережающих естественный ход развития его психических свойств и качеств нельзя;
•в случаях отсутствия условий и факторов развития определенных психических функций на каждой из трех стадий существует реальная опасность формирования неполноценной личности;
•попытки «наверстать упущенное» в плане развития определенных недоразвитых в свое время психических функций, формирующих личность человека, на других стадиях развития обречены на неудачу. Освоение культуры в процессе развития и воспитания человека осуществляется по трем направлениям:
Подражание в референтной группе происходит без принуждения со стороны (стихийное воспитание).
Освоение по плану - собственно воспитание. Воспитание является развивающим. Развивающее воспитание невозможно без правильного соотношения между содержанием некоего объема информации и организацией познавательной деятельности учащихся.
Освоение по собственной инициативе - самовоспитание и само развитие. Высший уровень педагогического мастерства - организация потребности ребенка к самовоспитанию.
В обучении знания, умения и навыки - всего лишь один из видов духовных качеств личности. Более ценным является умение мыслить, анализировать, умения оперировать знаниями, на основе которых развиваются и совершенствуются индивидуально-личностные качества человека, что приводит к формированию истинных убеждений, взглядов, мнений на окружающую действительность. Творчески работающий педагог сознательно включает в свою деятельность систему развивающих факторов, что и является развивающим обучением.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения