logo
пособие История педагогики

Зарождение педагогического мышления

Тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на земле появился человек современного физического типа. Жизнь и воспитание первобытно­го человека выглядели весьма примитивно. Смысл существования предков человека был предопределен его миросозерцанием. Природа воспринима­лась как нечто живое, наделенное сознанием.

Стихийно возникавшие цели воспитания первобытного человека -подготовка человека к простейшему существованию и осознанию мира. Зачатки педагогической мысли находились только на уровне обыденного сознания и сливались с практическим воспитанием, проявляясь в традици­ях и фольклоре.

Выделение человека из животного мира сопровождалось постепен­ным переходом к сознательной передаче опыта сбора съедобных растений и охоты. Мощным средством передачи опыта собирательства и охоты ста­ла возникшая речь как инструмент коммуникации. С течением времени воспитание стало пониматься как особый вид деятельности в повседневной борьбе за выживание.

В развитии первобытного общества и самого человека огромную роль играла трудовая деятельность людей. Изготовление простейших ору­дий труда привело к постепенному усовершенствованию руки человека, послужило основой для развития его сознания. Совместная трудовая дея­тельность сплотила членов первобытного общества, вызвала появление членораздельной речи, помогла людям выделиться из животного мира, объединиться в общество, развить свое мышление, организовать общест­венное производство.