logo
пособие История педагогики

Развитие личности как педагогическая проблема

Ключевая категория педагогической антропологии - развитие чело века - процесс становления его личности под влиянием внешних и внут­ренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факто­ров.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально органи­зованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривает­ся разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявля­ет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития име­ли место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием при­сущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом по­стоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоян­ную борьбу с самим собой, он надевает маску» или неудовлетворение ес­тественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятель­ности.

Известна биологическая теория, которую выдвинул и подробно раз­вивал французский социолог Ш. Летурно (1832-1902). В книге «Эволюция воспитания у различных человеческих рас» (рус. перевод в 1900 г.) он по­лагает, что процесс воспитания и обучения есть и у животных, причем да­же у беспозвоночных; у них есть учителя и ученики, а также - сознатель­ное наставление и обучение. В мире животных можно наблюдать некото­рые примитивные воспитательные приемы, используемые по отношению к детенышам и потомству: кошка «учит» котят ловить мышей, птица «учит» летать оперившихся птенцов и т.п.

Ш. Летурно и его сторонники (Э. Леруа, А. Эспинас и др.) ошибочно сводят явления социальной жизни, какими является воспитание, к биоло­гическим, инстинкты животных приравнивают к сознательным действиям человека. В этом состоит слабая сторона названной теории.

Представители социологического направления считают, что хотя че­ловек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех со­циальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, преж­де всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психиче­ские процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологи­ческую природу, а направленность, интересы, способности личности фор­мируются как явления социальные. Такое деление личности никак не мо­жет объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Задачи, не решенные на каком-либо возрастном этапе, могут стать в дальнейшем причиной задержки развития личности или проявиться через значительный период времени в поступках человека, которые восприни­маются другими как немотивированные.

Человек, полностью идентифицирующий себя с обществом, - кон­формист, человек, не адаптированный к обществу - девиант. Данные ка­чества личности зависят от стилей воспитания, характерных для общества, семей, воспитательных организаций.

Воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.