Системы воспитания в Древней Греции
Дальнейшее развитие школы происходило на следующей ступени исторического развития - в эпоху античности, Греко-римской древности.
Временные границы античного мира огромны: от третьего тысячелетия до н.э. и до V в. н. э. Территориально античный мир на разных ступенях своего развития охватывал земли трех материков - от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.
Воспитание и обучение в Греции (Элладе) юношества в IX-VII вв. до н.э. отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея» Гомера. В то время гомеровская Греция еще не знала школьных форм обучения. В воспитательной практике руководствовались образом совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. Герои Гомера воспитывались домашними учителями, наставниками, как правило, старцами. Герои Гомера владеют яркой и образной речью, знают мифы, деяния богов и предков, историю своего рода, поют и играют на музыкальных инструментах, читают письменные послания. Гомер характеризовал идеального героя как «способного мыслить, мудрого». Идеал нравственного воспитания художественно раскрыт Гомером, его герой «славный в потомках», «действующий, как заведено по обычаю», «справедливый», «верный», «надежный». Конечная цель воспитания, по Гомеру, - достичь славы, превзойти в доблести отца.
Традиционное древнегреческое воспитание нашло описание в поэме «Труды и дни» Геосида (VIII-VII вв. до н.э.), в которой в художественной форме изложены правила житейской мудрости, приведены назидания юношеству. Ведущим мотивом поэмы является мысль о трудовой деятельности как важнейшем условии жизни человека. При этом физический труд оценивался как проклятье, которое витает над человеком. В отличие от Гомера, Геосид рассматривал вопросы воспитания «низких» слоев общества. В художественной форме изложены правила житейской мудрости, назидания юношеству.
Важный этап развития и воспитания, и обучения в Древней Элладе связан с культурой городов-полисов (государств) СУ1-ГУ вв. до н.э.). Государство начинает брать на себя обучение имущих и свободных граждан.
Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного жителя полиса. Если хотели нелестно отозваться о человеке, то говорили: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Города-полисы зачастую не прерывали учебу юных граждан даже в дни войн.
Среди городов-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта, в каждом из них существовали свои принципы воспитания и обучения.
Главной целью спартанского воспитания являлась подготовка мужественных и преданных государству людей. Воспитание спартиатов преследовало цель подготовить членов военной общины. До семи лет спартиаты воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц. Затем полис брал на себя воспитание и обучение детей. Сроки такого воспитания были весьма продолжительными и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20, с 20 до 30 лет.
С семи лет дети поступали под начало воспитателя-пайдонома. Дети вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма. Большое внимание уделялось физической подготовке, закаливанию организма.
В любое время года верхней одеждой воспитанникам служил тонкий плащ, они ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. Распространенными были и телесные наказания.
В четырнадцать лет мальчиков посвящали в эйрены - члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности, публичной порке. К минимальному обучению грамоте добавляли музыку и пение. Приемы воспитания были от года к году все суровее. Подростки должны были сами добывать пищу.
К двадцати годам эйрен получал полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей воина. К порокам не относили, например, ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство.
Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Оно состояло, по преимуществу, из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. Общеобразовательная подготовка давалась в небольшом объеме. Таким же свободным, как у юношей, было сексуальное поведение.
Воспитательная система Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания.
Педагогический опыт Спарты оказался забыт не полностью. Традиции физического воспитания, закаливания организма стали подражанием и в последующие эпохи.
Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал пайдейи (воспитанности) сводился к многозначному понятию - совокупности добродетелей. Практически в Афинах была провозглашена идея всестороннего формирования личности с развитым интеллектом и культурой тела.
Организованное обучение и воспитание основывалось на принципе соревнования (агонистика). Дети, подростки, юноши постоянно соревновались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.
Все афиняне получали домашнее воспитание. После семи лет мальчики, дети свободных граждан, получали возможность учиться в частных учебных заведениях. Начальное образование давали мусические школы и палестры (гимнастические школы). Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа учебных заведений. Мусическая школа (учились дети 7-16 лет) давала литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Основой программы служили поэмы Гомера. В гимнастичских школах (для 12-16 лет) занимались развитием культуры тела.
Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могло стать общественное учреждение - гимнасия (академия, ликей, киносарг). В гимнасиях (для юношей 16-18 лет) акцент делался на физическом и умственном воспитании. В гимнасии постоянно выступали популярные в то время политики и философы.
Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где учили военному делу.
К концу IV в. до н.э. возникли два типа высших школ:
- риторические школы, в которых осуществлялась подготовка ораторов, изучались точные и естественные науки;
- философские школы, в которых обсуждались мировоззренческие проблемы.
Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Заметным неформальным средством воспитания афинских граждан была общественная жизнь, в частности, театр.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения