logo
пособие История педагогики

Свобода и необходимость как педагогические категории и явления

Категории философии проявляются в педагогике как реально деист вуюшие параметры окружающей действительности. В педагогике дейст­вуют те же законы диалектики, что и во всем окружающем мире, что по­зволяет вести научные исследования, опираясь на них.

Значение основных философских течений для педагогической науки и практики заключается в том, что, только объединив разработанные ими идеи, можно понять педагогический процесс в его целостности, что со­вершенно необходимо для построения теоретических моделей образования и их практического воплощения.

Понятие свободы. Свобода, состояние самоопределения субъекта, выбирающего цели и средства своей деятельности и выступающего в каче­стве сознательного и ответственного творца. Чем могущественнее человек, тем шире его возможности, тем значительные последствия его выбора, тем больше его ответственность. Свобода содержит в себе возможность целе­направленного освоения блага. С позиции гуманизма свобода рассматри­вается как характеристика очеловеченности жизни. Мера свободы опреде­ляется тем, насколько многообразны и опорядоченны принятые человеком ценности, высоки приоритеты, велики внутренние и внешние возможности выбора целей и средств их осуществления, насколько он достигает гармо­нии с собой, с другими людьми, природным миром, бытием в целом. Уро­вень свободы во многом зависит от отношения к ней как к ценности.

Мыслители, философствующие в русле экзистенциализма (Б. Пас­каль, С. Къеркегор, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, М. Хайдегтер, Ж.П. Сартр), рассматривают свободу прежде всего как ответственность. Свобо­да есть и основа достоинства человека, и тяжкое бремя, от которого можно избавиться, лишь отказавшись от себя, от подлинного решения своей жиз­ненной задачи (Э. Фромм).

Различаются положительная и отрицательная свобода. Отрицатель­ная - это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего принуждения. Достигается эта свобода через изменение внешних обстоятельств (в борьбе за свободу, независи­мость, самостоятельность) или изменения внутреннего настроя (борьба с собой самоограничение, отказ от желаний и намерений, отдаляющих от высших целей). Так, в концепции прав человека ведущей, непременной принадлежностью свободы считается единство личной независимости и самоограничения, проявляющееся в нераздельности прав и обязанностей личности. Существует трактовка отрицательной свободы как возможности выбора чего угодно, например зла.

Идеал Просвещения строится на идее И. Канта, который считал сво­бодной только волю к добру. Для него свободное развитие - это развитие каждого как условие свободного развития всех. Различают свободу воли, свободу информации, свободу любви, свободу передвижения, свободу пе­чати, свободу слова, свободу совести и др. Примером реализации свободы является свободное воспитание, основы которого были еще положены И.И. Бецким. Его педагогическая теория проникнута доверием к учащимся, уважением к человеческой природе и личности.

По-настоящему основателем теории и практики свободного воспита­ния является Л.Н. Толстой (1828-1910). Гуманистическая концепция образования сформулирована им кратко и четко в работе «Сельский учитель». «Образование есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший при­знак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся». Суть гуманистической системы взглядов Л.Н. Толстого - свобода и человеч­ность. Свобода образования для него - это гносеологический и моральный принцип, вытекающий из внутренних закономерностей познавательной деятельности, антитеза авторитарной педагогики.