Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
Индийский писатель, гуманист, педагог общественный деятель Рабиндранат Тагор писал: «Каждая нация обязана выявить перед миром свою национальную сущность. Если же нации нечего дать миру, это следует рассматривать как национальное преступление. ... Нация обязана сделать всеобщим достоянием то лучшее, что есть у нее. Благородный дух и есть богатство нации, а ее достояние - готовность, преодолевая узкие частные интересы, послать миру приглашение принять участие в празднике духовной культуры».
Нация (или этнос) - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающим менталитетом, национальным самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Особенности психики и поведения, связанные с этнической принадлежностью людей складываются из двух составляющих: биологической и социально-культурной.
Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств. На протяжении тысячелетии все нации формировались на своей этнической территории. Веками люди адаптировались к определенному климату, ландшафту, создавали соответствующий тип хозяйствования, свой ритм жизни. Признание биологической составляющей национальной принадлежности не сопровождается утверждением о превосходстве одной нации над другой, одного народа над другим, а лишь дает основание для констатации этнических различий в психике и поведении конкретного современного человека.
В настоящее время большую роль играет социально-культурная составляющая психики и поведения людей. В современных условиях на первое место выдвигаются совершенно другие отличия, которые зачастую определяются языком, который считается родным, и культурой, стоящей за этим языком. Таким образом, вряд ли следует игнорировать роль нации, но и не следует ее абсолютизировать.
Влияние этнокультурных условий на конкретного человека принято называть менталитетом, понятие которого введено в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем. Менталитет представляет собой совокупность представлений, воззрений, чувствований общности людей определенной эпохи, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях (Б.С. Гершунский). Ментальность - эволюционно и исторически сложившаяся структура, которая предопределяет наличие целостного взгляда на мир и на место человека в нем и этим определяет мироощущение, характер мировоззрения его носителя. Фактически ментальность формирует строй мыслей, чувств, поведение и вырабатывает системы ценностей и норм у человека.
История педагогики не безликий процесс; она конкретна и слагается из деятельности и результатов этой деятельности отдельных народов, каждый из которых имеет свое лицо. Смысл исторических событий и образовательно-воспитательных систем и процессов в то же время не принадлежит только конкретному народу, а в полной мере открывается лишь через всеобщую историю педагогических идей, педагогику и образование всего человечества. А это свидетельствует об общечеловеческой сущности педагогических явлений и процессов.
Практически все страны мира оказались сегодня перед необходимостью решать одни и те же задачи в области воспитания и образования подрастающих поколений. Как никогда стоит острота задачи максимального использования всего накопленного «человеческого капитала», поскольку все важнее становится роль образования всех людей, населяющих планету, для поступательного прогрессивного развития.
Стал очевидным тот факт, что недостаточно становится получение начального и среднего образования. Наступило время «непрерывного образования», т.е. необходимо человеку на протяжении всей жизни. При этом остается нерешенной такая актуальная проблема, как ликвидация элементарной и функциональной неграмотности, которая имеет место даже в высокоразвитых странах,
К числу приоритетных задач образования относится формирование в сознании подрастающего поколения научной картины мира - природного, социального, личностного, картину, которая отразила бы объективную действительность наиболее полно и глубоко. Сегодняшний мир - это, прежде всего, гуманизация и демократизация межчеловеческих отношений. Это новые формы общения, новые формы контактов между людьми и воспитание толерантного отношения к другим народам. Педагогическая проблема, какой бы она ни была, таит в себе общечеловеческое в том смысле, гсо она имеет универсальный характер и представляет общую ценность Для всех народов мира. Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает к человеку и реализует через него новые требования, связанные с тенденциями и противоречиями нового XXI в. К числу главных из них можно отнести:
обучаемость, т. е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, освоению новых видов деятельности, в том числе профессиональной;
интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий и сохранение здоровья;
креативность, т. е. способность мыслить и действовать творчески не только в образовательном процессе, но и в будущей профессиональной деятельности;
духовность, патриотизм, гуманность и толерантность.
В процессе изучения дисциплины «История педагогики и философия образования» у студентов формируются интернационалистические качества, с одной стороны, а с другой - уважение к собственной национальности за ее вклад мировую сокровищницу педагогической науки.
В педагогическом наследии разных народов много общего, сходного, что свидетельствует о близости идеалов, интересов, потребностей всего человечества, выраженных через национальное. Это общечеловеческое проходит через национальное, пробивается через национальные особенности и проявляет себя как универсальный, всеобщий закон развития человечества и общества в целом.
На протяжении всей истории человечества создавалось единое всемирное образовательное пространство, в пределах которого идет постоянный обмен знаниями, опытом, достижениями и стремлениями к повышению уровня образованности и воспитанности. Любая педагогическая проблема несет в себе универсальный характер и представляет общую ценность для всех народов мира.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения