logo
пособие История педагогики

Принцип постепенности и систематичности знаний.

Последова­тельное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности. Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распре­делять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обуче­ние и в какой последовательности построить его; как установить связь ме­жду новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каж­дый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учеб­ные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осозна­ны учащимися.

Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы но­вый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся по­следующим.

Обучение должно идти от более общего к более частному», «отболее легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «отболее близкого - к более отдаленному» и т.д.