logo
пособие История педагогики

Этапы становления педагогики

В истории народной педагогики можно выделить особые этапы, свя­занные с формированием этнокультурных общностей, а также с измене­ниями в распределении воспитательных функций. Первым и главным ли­цом в традиционном воспитании первоначально была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры играли важнейшее значение в воспитании, роль отца утвердилась только после возникновения институ­та семьи. В рамках рода и племени семья являлась средоточием народной педагогики - идей, традиций, опыта.

Дети воспитывались на примере родителей, которые принадлежали к разным группам общины (вожди, жрецы, воины, другие общинники); представление о воспитании у разных народов и стран все больше разли­чалось.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников, которые оценивались как таинство и волшебство. Действиям, связанным с воспитанием, придавался сакральный смысл. У африканских готтентотов, например, мать произносила над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотни­ком.

Магический характер имели нравственные назидания. У австралий­ских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приго­варивали: «Будь добрым, не бери чужого».

Люди первобытной эпохи постепенно накапливали запас дидактиче­ских приемов. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и поэтому первоначальные формы и методы воспитания носили примитив­ный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как вла­деть палкой, выделывать шкуру убитого животного, основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение.

Человек от приспособления к природе все чаще пытался воздейство­вать на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности меня­лись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются специаль­но назначенные лица, владевшие опытом организованного воспитания: старейшины, священнослужители. Они были знатоками обучения навыкам трудовой деятельности, установленных общиной.

Раннее включение детей в трудовую деятельность, обусловленное жизненными потребностями, имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда с взрослыми дети не только овладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к правилам пове­дения старших.

Можно предположить, что в это время еще отсутствовали специаль­ные формы воспитания, и воспитание не отделялось от совместной жизни детей и взрослых. Таким образом, можно говорить лишь о тенденциях, ко­торые способствовали зарождению самых примитивных форм воспитания как более или менее организованного процесса. Однако совместный труд детей и взрослых постепенно приобретал со стороны старших обучающе-направленный характер. Вместе с этим подражание детей поведению взрослых в быту, совместном труде, отражавшееся в играх, способствовало усвоению подрастающими поколениями практических умений и традиций, унаследованных от своих предков.

В родовых общинах постепенно начали формироваться группы людей, занимавшихся специализированными видами труда. Между родопле-менными объединениями завязывался обмен, возникла торговля. В этих условиях в общинах появились предпосылки частной собственности, иму­щественного расслоения, формирования родоплеменной знати (вождей, старейшин, жрецов).

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинно­го периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания «общественного» человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспита­ния были совместные игры и занятия.

В жизни людей с течением времени происходили существенные из­менения в области воспитания, которые можно обнаружить, в частности, в эволюции инициационных обрядов: с одной стороны, сохранились старые формы инициации, которые охватывали всех детей и подростков сообще­ства, с другой стороны, - внутри содержания инициационной системы по­степенно выделяется определенный круг зародившихся специализирован­ных знаний и умений. Равный доступ к ним стало получать ограниченное число людей.

В новых инициационных учреждениях стала осуществляться подго­товка будущих военачальников, жрецов, врачевателей. Эти учреждения представляли собой своего рода закрытые школы, возникшие на базе функционировавших ранее домов молодежи.

Существуют разные подходы к выявлению этапов становления и развития педагогики. В России на рубеже Х1Х-ХХ вв. известный педагог П.Ф. Каптерев определил такие периоды в развитии педагогики: церковно-религиозный, государственный и общественный. А.М. Лушников, выделяя этапы в развитии педагогики, исходил из связи педагогики с конкретной деятельностью людей: практика воспитания, зарождение и развитие педа­гогической мысли, педагогическая наука.

Практика воспитания - самый длительный этап в становлении и развитии педагогики, который продолжается и в настоящее время. Его на­чало приходится на первобытное общество. Это самый продолжительный и невероятно трудный период истории человечества.

Зарождение и развитие педагогической мысли - это процесс обоб­щения практики на закате первобытного общества, а затем религиозного и философского осмысления процессов воспитания и обучения, как правило, крупными философами или священнослужителями.

Педагогическая наука - этап выделения из системы философских знаний педагогических в начале XVII в. английским философом и естест­воиспытателем Ф. Бэконом и закрепление педагогики как науки выдаю­щимся чешским педагогом Я.А. Коменским.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. В каких условиях возникло и развивалось примитивное педагоги­ческое мышление?

  2. Как и почему менялись нормы и направления воспитания в первобытном обществе?

  3. В чем состоит роль народной педагогики в развитии педагогики?

  4. Какова роль религии в развитии педагогики?

  5. Существовали ли специальные формы воспитания в первобытном обществе?

  6. Кто выступал в роли преподавателя в первобытном обществе?

  7. Как вырабатывались дидактические приемы воспитания, и какой характер они носили?

  8. Что явилось фактором осознания воспитания, как особого вида деятельности?

  9. Что являлось основной целью первобытнообщинного воспитания, в каких формах и кем оно осуществлялось?

  10. Как реализовались задачи воспитания в тех первобытных племенах, где инициация не была главной формой его организации?

Урок 2

Тема урока: ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕРВЫХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Цели.

Обучающая: проанализировать зарождение первых научно-педагогических идей и образовательно-воспитательных систем в цивили­зациях Древнего Востока и Древней Греции.

Воспитательная: воспитание интереса к педагогической профессии.

Развивающая: развитие умений коллективного взаимодействия.

Тип урока: комбинированный.

Методы: методика взаимопроверки индивидуальных заданий, методика Ривина, демонстрация слайдов.

Методическое обеспечение и средства: слайды для презентации слайдов по теме урока на мультимедийной установке, мультимедийная установка.

Педагогическая технология: коллективный способ обучения.

Реализуемый подход: личностно-компетентностно-социальный.

Методика проведения занятия и выполнения заданий.

1.Организационный момент: проверка присутствующих, сообщение целей урока и плана проведения занятия.

2.Проверка как усвоен материал предыдущего урока. Взаимопроверка индивидуальных заданий.

Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, в которые в сумме входят все вопросы и задания, которые участник образовательного процесса, изучая данный раздел программы, должен был освоить.

Для того чтобы сформировать индивидуальные задания, из всего раздела (темы) выделяются все важные моменты и к ним формулируются вопросы и оформляются задания. Получается общий список заданий и вопросов ко всему разделу. Их может быть любое количество.

Затем эти вопросы и задания компонуются в индивидуальные задания, каждое из которых будет оформлено на отдельной карточке. Таким образом, получается, индивидуальных заданий может быть любое число.

Количество вопросов и заданий во всех карточках должно быть одинаковым. Распределение же вопросов и заданий не имеет ни какой логики, в одно индивидуальное задания попадают любые вопросы и любые задания по этому разделу.

Проверка индивидуальных заданий осуществляется в парах сменного состава.

После того, как участник выполнил полностью свое индивидуальное задание (осветил на все вопросы и выполнил все задания), он находит себе напарника (из тех, кто тоже выполнил свое индивидуальное задание) и начинает проверяться свое понимание первого пункта своего индивидуального задания.

Для этого первый участник восстанавливает (рассказывает вслух) ответ на свой первый вопрос. Напарник следит за изложением, поправляет, вносит дополнения, если считает, что ответ не полный. Затем напарник восстанавливает ответ на свой первый вопрос, а первый участник так же работает с его ответом.

Для проверки второго пункта своего индивидуального задания участник ищет нового напарника и т.д. Таким образом, каждый пункт (вопрос, задание) своего индивидуального задания участник проверяет в новой паре.

После того, как первое индивидуальное задание проверено (проверены все вопросы и задания), участник отмечается у руководителя сводной группы о выполнении и получает новое индивидуальное задание, самостоятельно выполняет его и снова проверяется в парах сменного состава.

Учет ведется руководителем сводного отряда с помощью табло учета, где знаком «+» отмечается выполненное задание, а знаком «.» то задание, над которым участник работает в данное время.

Таблица 2

ФИО

и1

из2

и3

из4

из5

из6

из7

из8

из9

и10

+

+

+

+

+

+

3. Проработка новой темы по темам:

Каждый участник сводной группы, которая работает по методике Ривина, получает текст по выше перечисленным темам и прорабатывает его поабзацно (по частям) в парах сменного состава (каждый абзац в новой паре) следующим образом:

- для проработки первого абзаца участник находит себе напарника, которому читает вслух свой абзац;

- обсуждает, выясняет содержание этого абзаца;

- озаглавливает абзац (именно озаглавливает, а не конспектирует):

-записывает заголовок в специально отведенное в тетради место. Таким же образом он помогает своему напарнику разобраться в его абзаце, озаглавить. Заглавие своего абзаца напарник записывает в свою тетрадь. Напомним, что у каждого участника сводной группы своя тема.

После этого, для проработки своего второго абзаца, участник ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Таким же образом он помогает своему напарнику, прослушивает содержание его первого абзаца, помогает ему разобраться в содержании второго, озаглавить его и записать название в тетрадь.

Для проработки третьего абзаца текста участник ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первых двух абзацев, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание третьего абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Затем он прослушивает своего напарника, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить и написать название в его тетрадь... И так далее. Очень важным обстоятельством является то, что каждый новый абзац участник должен проработать с новым напарником.

После проработки всего текста, для закрепления и систематизации полученных знаний, участник выступает по данной теме перед малой группой. Затем он получает новую тему и прорабатывает ее тем же способом.

Для учета работы в сводной группе по методике Ривина составляется такое же табло учета, как и для методики взаимопередачи тем (таблица 1). После проработки темы каждый участник группы отмечается у руководителя сводной группы о том, какая тема им проработана, и к проработке какой темы он приступил.

4 Подведение итогов занятия:

После окончания занятий или завершения работы сводной группы (все темы проработаны каждым) руководитель сводной группы с табло учета группы отчитывается перед дежурным руководителем. Результаты вносятся в общее табло учета и планируется дальнейшая работа для каждого члена группы.

Анализ достижения поставленных целей занятия: Достигнуты ли поставленные цели урока на каком этапе и какими методами и средствами?

Домашнее задание: учебное пособие по дисциплине «История педагогики и образования» Е.М. Заболотской, О.С. Тюппа, тема 2 (повторить материал, сформулировать пять вопросов по содержанию темы, в приложениях А и Б подобрать соответствующее содержанию темы: пословицы-1-2, афоризм 1-2 и обосновать свой выбор, в глоссарии приложение Г найдите определение ключевых понятий и запишите их в словарик.

Сообщение темы следующего урока: «Педагогическая мысль средневековья».

Ключевые понятия: система, образовательная система, воспита­тельная система, образовательно-воспитательная система.