logo
пособие История педагогики

Открытие первых высших школ

Разделение Руси на юго-западную и северо-восточную обусловило некоторые различия исторических судеб. Юго-запад оказался перед угро­зой католической экспансии, одним из орудий которой было образование. Для противодействия иезуитам князь Острожной в 1580 г. открыл высшее училище с типографией для издания книг православной направленности. Более эффективно католицизму противостояли возникшие с XV в. общины различных сословий - братства, стремлением которых был христианский образ жизни. Братства выступали за православие и создавали с этой целью училища - во Львове (1587), Вильне (1588), Бресте (1592), Могилеве (1596).

В этих же целях киевский митрополит Петр Могила в 1631 г. создает Киево-Могилянскую академию, которая позже стала называться Киевской академией. Киев находился в то время под властью польских королей, по­этому содержание образования в академии соответствовало курсу поль­ской академии того времени: курсы филологии, математики, логики, есте­ствознания, метафизики. Это было первое высшее учебное заведение на Руси, в котором училось 1200 человек, было открыто три отделения: младшее, среднее, старшее. Выпускники получали образование на уровне западноевропейских схоластических стандартов.

Для развития российского просвещения весьма благоприятным было влияние братских школ и Киевской академии. Царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676) пригласил в Москву ученых из Киева. Одновременно боярин Федор Михайлович Ртищев собирает ученых людей для переводов Церковных книг. Возглавил эту деятельность Епифаний Славинецкий (1600-1675), один из образованнейших людей своего времени. Патриарх Никон назначил его главным «справщиком» богослужебных книг. Е. Славиницким переведены на русский светские сочинения по медицине, поли­тике, педагогике; составлены словари - «Лексикон филологический», «Лексикон Греко-славяно-латинский». С именем Е. Славинецкого связано распространение педагогического сочинения «Гражданство обычаев дет­ских». В его проповедях звучал призыв к царю и «прочим могущим» уст­раивать «училища везде ради малых детей».

Выпускник Киево-Могилянской академии, белорусский монах, уче­ный-педагог, сторонник латинской ориентации в образовании, Симеон По­лоцкий (1629-1680) учредил в Москве Спасскую школу, затем стал руко­водителем образования в семье царя Алексея Михайловича Романова. В проповедях и сочинениях («Книжица вопросов и ответов» - 1677 г., «Обет душевный» -1681 г., «Вечеря душевная» - 1683 г.) Полоцкий доказывает, что наука не ставит под сомнение бытие Бога, а, напротив, утверждает, ох­раняет Бога от ересей и заблуждений невежества. Он призывал заботиться родителей о воспитании детей. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы опре­деляется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно формировать чувства и разум человека (нравственное и умственное воспитание).

В 1687 г. была основана высшая школа - Славяно-латинская акаде­мия, воспитанники которой внесли большой вклад в развитие российского просвещения.

Сохранившееся до нашего времени большое количество учебных ру­ководств, справочно-энциклопедических изданий говорит о том, что рус­скому просвещению были известны так называемые «семь свободных ис­кусств». Так же, как и в Западной Европе, эти знания античного мира ис­пользовались для вычисления пасхалий, диалектика должна была служить орудием борьбы против еретиков, арифметика - для мистического толко­вания чисел и т.д.

В XII в., в связи с проникновением в Россию элементов западной системы образования, начался процесс разделения русского общества на сторонников традиционного отечественного воспитания и обучения и приверженцев европейских форм и содержания образования.

Деятельность сторонников западноевропейского просвещения в Рос­сии: Симеона Яворского (ХП-ХШ вв.), Симеона Полоцкого (1629-1680), Силъверста Медведева (1641-1691) включала как организацию новых учебных заведений, так и создание учебных книг, способствующих обогащению отечественной педагогической мысли.