Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
В XIX в. завершилось формирование классической педагогики Нового времени. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека.
В западноевропейской педагогике происходило приумножение знаний за счет информации, заимствованной из философии и иных наук о человеке и его воспитании. Особенно внимательно изучались цели, содержание и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился переворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания, созвучные своему времени.
Вершинами педагогической мысли XIX в. стали идеи немецкой классической философии.
Темпы и масштабы становления системы образования определялись особенностями развития каждой страны. Если в Западной Европе сказывались традиции сословной школы, то школа США прошла свой путь, не испытав груза традиций.
Определенную роль сыграли социально-политические условия. В Германии обращение к проблеме школы стимулировалось борьбой за объединение наций. В Англии школьная политика претерпевала изменения в соответствии с умелым маневрированием при проведении государственного курса.
Во Франции ввиду высокой социальной активности школьный вопрос оказался одной из горячих точек государственной политики. В США немаловажным фактором создания демократических школьных институтов явилось поражение рабовладельческого Юга в Гражданской войне.
В XIX в. как никогда остро проявились расхождения между уровнями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. С одной стороны, были осуществлены крупные реформы, которые привели к созданию общенациональных систем образования, к ослаблению влияния церкви на школу, к определенному повышению уровня образования. С другой стороны, значительная часть населения Европы еще оставалась вообще без какого-либо образования.
Классики немецкой философии (И. Кант, Ф. Шлейермахер, И.Г. Фихте, Г.В. Гегель) существенно повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по актуальным в то время проблемам воспитания и образования.
Иммануил Кант (1724-1804) считал, что разумной жизни, личной свободы и спокойствия личность может добиться только в том случае, если овладеет «наукой о нравственности, долге и самообладании», которую приведет в соответствие с определенными, сложившимися формами познания,
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) утверждал, что чело-век-это продукт истории, и что разум и самопознание - результаты деятельности человеческой цивилизации. Г.В.Ф. Гегель отводил человеку роль творца и создателя. Он очень высоко оценивал преобразующую роль воспитания.
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) рассматривал воспитание как способ осознания людьми своей нации, а образование как возможность обретения национальной и мировой культуры.
Фридрих Шлейермахер (1768-1834) доказывал, что теория и практика воспитания являются историческими и, соответственно, социальными феноменами. Он подчеркивал необходимость их согласования с этикой и политикой.
На протяжении XIX в. получили развитие идеи утопического социализма и коммунизма. Такие деятели, как Франсуа Шарль Мари Фурье (1772-1837), Клод Анри Сен-Симон (1760-1825), Роберт Оуэн (1771-1858) отвергали эксплуатацию детского труда, но рассматривали всесторонне развитие умственных и физических сил каждого ребенка и формирование у детей наибольшей способности к труду как ведущий фактор для проявления всех способностей человека. Они признавали решающей роль среды и воспитания в становлении, формировании человеческой личности.
Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895) подвергли пересмотру идеи утопического социализма ХГХ в. и предложили новый подход к решению задачи формирования личности и места воспитания в развитии человека. Выработка коммунистической идейности, классовой непримиримости, коммунистического видения мира и отношения к нему, преданности делу коммунизма - таковы решающие требования марксистов к воспитанию личности нового человека в новом обществе.
Социально-педагогические взгляды И.Г. Песталоцци Идеи Ж.-Ж. Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827), который утверждал, что цель обучения - в развитии человечности, гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он - один из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармонично развитого человека. Идею развивающего обучения Песталоцци К.Д. Ушинский называл великим открытием. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, включив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение и гимнастику.
В своем сочинении «Лингард и Гертруда» Песталоцци развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.
Педагогические принципы Г. Песталоцци таковы.
Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.
Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.
Наглядность - основа обучения. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.
Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».
• Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.
Философско-психологические основания педагогики И.Ф. Гербарта
Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), хотя некоторые его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую резвость», используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал (кондуит).
Целеполагание, цель воспитания находились в центре педагогической системы И.Ф. Гербарта. Вопрос о целях воспитания и адекватных им средствах педагогического воздействия рассматривался как центральный вопрос педагогики, что нашло отражение в названии основного педагогического труда Гербарта «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».
Гербарт И. Ф. сформулировал исходные этические идеи, которые выступают в качестве оценочных критериев поведения человека в обществе:
идея внутренней свободы - результат согласованности между разумом и волей личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;
идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;
идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;
идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающие его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг Другу воль;
идея справедливости как воздаяние за каждое действие, предпринятое по отношению к воле другого человека: либо поощрение, либо наказание.
Дав этическое обоснование общей цели воспитания, Гербарт выделил две группы целей воспитания - возможные (ориентированы на перспективу) и необходимые (выработка субъективных, личностных качеств).
Гербарт рассматривал органическое единство теории и практики, дифференцировал педагогические знания по их источнику, различал педагогику как науку и педагогику как искусство. Содержание педагогики как науки - система знании, педагогика как искусство - сумма навыков, которые надо использовать для решения определенной задачи. Наука требует философского мышления, философского обоснования воспитания, для искусства необходима постоянная деятельность, практика, но только в строгом согласии с наукой. Положения Гербарта о педагогике как науке и как искусстве и взаимодействии между ними стали общепризнанными. Они были поддержаны и углублены в сочинениях Ф.А.В. Дистервега и К.Д. Ушинского.
Гербартом выделены три раздела теории и практики воспитания:
Управление (приучение детей к порядку, дисциплинированность).
Обучение.
Нравственное воспитание.
И. Ф. Гербарт был первопроходцем в области приведения обучения в соответствии с законами мышления. Разработка психологических начал обучения позволила осуществить дальнейшее развитие дидактики. В конкретно-дидактическом плане его идеи, в отличие от идей И. Песталоцци и Ф.А.В. Дистервега, обращены преимущественно к среднему образованию.
Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега
С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866). Особенно полезными считаются его идеи активизации учебной деятельности учащихся, усилении значимости их самостоятельной работы.
Он был последователем Песталоцци, и основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.
Под природосообразностъю педагог понимал раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Воспитатель не ответственен за то, кем станет ребенок - математиком, техником или музыкантом. Его дело только следовать природе ребенка, формировать в нем не специальные, а общечеловеческие качества (ум, чувства, воля, память, воображение, внимание, дар слова и т.д.). Решению этих задач служат также принципы культуросообразности и самодеятельности.
Выдвинутый Дистервегом принцип культуросообразности означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самодеятельность Дистервег считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение. Невозможно образовать и развить человека без его собственного в том участия, деятельности и усилий. Воспитание для человека оканчивается, как только он почувствует в себе желание и силу продолжать свое самообразование и поймет, что нужно для этого делать.
Принципы воспитания Дистервег связывал с дидактикой развивающего обучения, одним из основоположников которой он является.
Дистервег разработал теорию материального и формального образования и дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении, сформулировал 33 закона и правила обучения, изложенные в «Руководстве к образованию немецких учителей».
Дидактические правила Ф.А.В. Дистервега проникнуты положениями гуманизма, сформулированные еще И. Кантом: каждый человек является самоцелью. Ученик существует не ради учебных предметов, а предметы служат ему. Все обучение происходит ради образования субъекта, развития ученика.
Вместо догматических методов обучения Дистервег предлагает два способа преподавания: развивающе-излагающий и развивающе-вопросный (эвристический). В начальной школе отдает предпочтение второму, так как он дает ученику возможность искать, рассуждать и находить. Но по некоторым предметам (история и др.) приходится прибегать и к первому.
Указывал на значение наглядности, необходимость идти в обучении от конкретного к абстрактному, от частного к общему, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Конечно, что-то из перечисленного предлагалось и до Дистервега, но таковы законы педагогики: к старым истинам приходится возращаться снова. Он делал это основательно. Исходя из новых принципов, обращал внимание на прочность усвоения материала, важность предупреждения забывания, чему служило одно из «золотых правил» Дистервега: «Не торопись при изучении основ». Следует также отказаться, считал ученый, от одинаковых приемов обучения и воспитания, учитывать индивидуальные особенности детей.
Дистервег удачно сочетал теоретическую и практическую педагогическую деятельность. Он многое сделал для совершенствования учительского образования и организации общественно-педагогического движения в Германии. Еще при жизни его называли «немецким Песталоцци» и «учителем немецких учителей», хотя официальная педагогика длительное время не признавала заслуг Дистервега. Он - автор более 20 учебников по математике, географии, астрономии, немецкому языку и др. Всего им написано около 200 работ, их главные идеи широко применялись, многие актуальны и сегодня.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения