logo
пособие История педагогики

Вхождение России в Болонское соглашение

Болонский процесс вызван к жизни переходом общества к новому этапу своего развития, на котором образование, знания становятся ре­шающими двигателями прогресса.

Начало Болонского процесса как процесса создания единого образовательного пространства относится ко второй половине 1950-х гг., ко вре­мени подписания Римского договора о создании Общего рынка, положив­шего начало интеграционным преобразованиям в Европе.

До конца 1980-х гг. в образовании были равные права студентов всех республик, свободное перемещение студентов и преподавателей в рамках страны, взаимное признание дипломов и др. С времен развала Советского Союза положение в образовании резко изменилось. России и другим стра­нам-членам СНГ будут нужны долгие годы, чтобы сравняться с государст­вами Европейского Союза в области образования.

Перед государством и вузовским сообществом в настоящее время остро встают задачи реорганизации высшего образования, перевода его в режим инновационного развития, обеспечивающего полноценное вхожде­ние страны в постиндустриальное, информационное общество - общество и экономику знаний.

Система Болонских соглашений носит рамочный и рекомендатель­ный характер. Она рассчитана на постепенное взаимное признание обра­зовательных систем разных стран и, соответственно, разных дипломов.

Сегодня из 144 стран, составляющих Всемирную торговую организа­цию (ВТО), к 2005 г. только 42 вошли в Болонский процесс по одному уровню образования, в том числе по высшему образованию только 21 страна.

Главную ответственность за образование в стране несет государство. Оно должно неуклонно наращивать свое участие в образовании через фи­нансирование, протекционизм как по отношению к системе образования, так и педагогов и обучающихся. Но именно этого у нас пока нет.

Если мы поспешным образом, неподготовленными войдем в Болон­ский процесс, то мы войдем и в режим независимой аттестации (оценок экспертов из других стран), и как результат - ускорим коммерциализацию образования, создание зоны свободной торговли образовательными услу­гами.

Система профессионального образования у нас пока замкнута, она не готова к такой независимой оценке качества подготовки своих выпуск­ников. Иностранные «проводники» образовательных услуг, если они вый­дут на наш рынок, получат право присуждать и свои дипломы, и степени, причем по нормам международной практики. Будут получать гранты, фи­нансовые субсидии и другие преимущества, принятые в западных странах. И все это повлияет уже революционным способом на современное российское образование, резко активизирует в нем интеграционные про­цессы (Е.В. Ткаченко).