logo
пособие История педагогики

Экспериментальная педагогика

Представители экспериментальной педагогики сосредоточились прежде всего на исследованиях психологии ребенка, чтобы из нее выде­лить воспитание, которое ребенок должен получить.

К реалистически мыслящим педагогам относится немецкий ученый Вильгельм Август Лай (1862-1926), который полагал, что лабораторный эксперимент дает ценный материал для определения новых путей воспита­ния. В основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые надлежит изучать как в лабораторных, так и в обычных условиях. Деятельность ребенка является реакцией на окружающий мир, и ее следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и психологии детей.

В.А. Лай выдвинул идею создания школы действия, опираясь на те­зис о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выра­жения, что должно составлять основные элементы обучения. Это положе­ние он рассматривал исходя из природы ребенка, т.е. как реакции момен­тального приспособления к окружающим условиям. Позитивные результа­ты воспитания зависят от психолого-биологического фактора, т.е. ограни­чивал предмет педагогической науки только биологическими факторами.

В.А. Лай биологизировал педагогику и механистически трактовал процесс воспитания. Он полагал, что всякое внешнее раздражение вызыва­ет во всех организмах, начиная с простейших и кончая человеком, ответ­ное движение, или реакцию. Эту механическую схему он применил и к процессу воспитания, и к процессу обучения.

Экспериментальная педагогика выдвинула тезис о существовании врожденных умственных способностей. Этот тезис нашел оформление в идеях педоцентризма - педологии. Педология - наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка, получившая свое название в 1893 г., и по­явлением своим обязана ученым-педагогам Эрнсту Мейману и Эдуарду Торндайку. Как самостоятельная область научного знания педология могла состояться только с появлением экспериментальной педагогики и психоло­гии, благодаря успехам в области физиологии, медицины, социологии.

Задачей педологии являлось изучение способностей и склонностей человека на разных возрастных этапах. Полученные данные были нужны для того, чтобы успешнее воспитывать ребенка, растить его здоровым, ин­теллектуально развитым, творчески активным, способным справиться с серьезными психологическими и физическими перегрузками, т.е. помочь стать ребенку «Личностью». Так от простого восхищения ребенком педо­логия переходила к глубокому его изучению. Основным исследователь­ским инструментом ее теоретиков было тестирование детей с целью вы­явления уровня интеллектуальных способностей.

Видный представитель немецкой экспериментальной педагогики Эрнст Мейман (1862-1915) объединил в работе «Курс лекций по введению в экспериментальную педагогику» данные, полученные в педагогике, пси­хологии, психопатологии, анатомии и физиологии и констатировал тот факт, что нецелесообразно проводить педагогические эксперименты на уроках в обычной школьной обстановке.

Эдуард Торндайк (1874-1949) - американский психолог - исходил из учения бихевиоризма, согласно которому воспитание сводится к дресси­ровке - развитию желательных реакций на определенные стимулы. Экспе­риментальную педагогическую работу ученый свел практически только к тестам. Наряду с тестами для проверки умственной одаренности были вве­дены тесты успеваемости, которыми определялась степень развития ре­бенка по данному предмету. Американский психолог высказался за тео­рию социального научения человека, сформулировал закон «проб и оши­бок», указал, что при научении человека важна такая закономерность, как «знание результатов».