Экспериментальная педагогика
Представители экспериментальной педагогики сосредоточились прежде всего на исследованиях психологии ребенка, чтобы из нее выделить воспитание, которое ребенок должен получить.
К реалистически мыслящим педагогам относится немецкий ученый Вильгельм Август Лай (1862-1926), который полагал, что лабораторный эксперимент дает ценный материал для определения новых путей воспитания. В основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые надлежит изучать как в лабораторных, так и в обычных условиях. Деятельность ребенка является реакцией на окружающий мир, и ее следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и психологии детей.
В.А. Лай выдвинул идею создания школы действия, опираясь на тезис о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения, что должно составлять основные элементы обучения. Это положение он рассматривал исходя из природы ребенка, т.е. как реакции моментального приспособления к окружающим условиям. Позитивные результаты воспитания зависят от психолого-биологического фактора, т.е. ограничивал предмет педагогической науки только биологическими факторами.
В.А. Лай биологизировал педагогику и механистически трактовал процесс воспитания. Он полагал, что всякое внешнее раздражение вызывает во всех организмах, начиная с простейших и кончая человеком, ответное движение, или реакцию. Эту механическую схему он применил и к процессу воспитания, и к процессу обучения.
Экспериментальная педагогика выдвинула тезис о существовании врожденных умственных способностей. Этот тезис нашел оформление в идеях педоцентризма - педологии. Педология - наука о всестороннем и комплексном изучении ребенка, получившая свое название в 1893 г., и появлением своим обязана ученым-педагогам Эрнсту Мейману и Эдуарду Торндайку. Как самостоятельная область научного знания педология могла состояться только с появлением экспериментальной педагогики и психологии, благодаря успехам в области физиологии, медицины, социологии.
Задачей педологии являлось изучение способностей и склонностей человека на разных возрастных этапах. Полученные данные были нужны для того, чтобы успешнее воспитывать ребенка, растить его здоровым, интеллектуально развитым, творчески активным, способным справиться с серьезными психологическими и физическими перегрузками, т.е. помочь стать ребенку «Личностью». Так от простого восхищения ребенком педология переходила к глубокому его изучению. Основным исследовательским инструментом ее теоретиков было тестирование детей с целью выявления уровня интеллектуальных способностей.
Видный представитель немецкой экспериментальной педагогики Эрнст Мейман (1862-1915) объединил в работе «Курс лекций по введению в экспериментальную педагогику» данные, полученные в педагогике, психологии, психопатологии, анатомии и физиологии и констатировал тот факт, что нецелесообразно проводить педагогические эксперименты на уроках в обычной школьной обстановке.
Эдуард Торндайк (1874-1949) - американский психолог - исходил из учения бихевиоризма, согласно которому воспитание сводится к дрессировке - развитию желательных реакций на определенные стимулы. Экспериментальную педагогическую работу ученый свел практически только к тестам. Наряду с тестами для проверки умственной одаренности были введены тесты успеваемости, которыми определялась степень развития ребенка по данному предмету. Американский психолог высказался за теорию социального научения человека, сформулировал закон «проб и ошибок», указал, что при научении человека важна такая закономерность, как «знание результатов».
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения