Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалось в 50-60 гг. XX в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, В. Франк, К. Роджерс и др.
Отстаивая гуманистический взгляд на человека, Р. Берне выдвигает в качестве ведущей идею о том, что важнейшей частью процесса передачи молодому поколению накопленного цивилизацией опыта и знаний должно стать «признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания».
Главными понятиями гуманистической педагогики являются «само актуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь».
Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации - развитию своих природных способностей, поиску смысла и своего жизненного пути.
Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний фактов, теорий, а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения, изменение «Я-концепции» (понятие, включающее оценочный аспект самосознания). Задача воспитания - дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к само актуализации.
Самоактуализация личности выражает, по словам А. Маслоу «непрерывное стремление к возможно более полному выявлению своих внутренних возможностей. Самоактуализирующейся личности свойственны дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию».
Признаки самоактуализирующейся личности, по А. Маслоу:
Более эффективное восприятие реальности и комфортабельное отношение к ней.
Принятие себя, других, природы как они есть.
Спонтанность, простота, естественность.
Центрированность на задаче, а не на себе.
Некоторая автономность, потребность в уединении.
Личная автономия, относительная независимость от культуры и среды.
Чувство нового, постоянная свежесть оценок.
Мистичность и опыт высших состояний.
Чувство сопричастности, эмпатии, единении с другими.
Демократическая структура характера.
Различение средств и цели, добра и зла.
Философское, неврожденное чувство юмора.
Самоактуализирующееся творчество.
Сопротивление раскультуриванию.
В самоактуализации находят выражение всесторонность и гармоничность личности.
Содержание понятия «всестороннее развитие личности»
Следует выделять два уровня целей образования: социальная цель (общественно-ценная) и личностная (цель самовоспитания).
Цель воспитания - создание в процессе воспитания условий для разностороннего, гармонического развития личности, возможно более полную ее самореализацию, воспитание человека, «способного строить жизнь достойную человека, основанную на добре, истине, красоте» (Н.Е. Щуркова).
Разностороннее развитие предполагает:
Включение воспитанника в различные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, художественную, физкультурно- спортивную и др.
Выработку активной позиции в различных социальных группах: в семье, ученическом коллективе, в неформальных организациях.
Разнообразие бытия территориальное и временное.
Разнообразие душевных состояний в зависимости от сложившихся ситуаций.
Разнообразие содержания жизни.
Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. Нагтота - согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой: гармоничное развитие предполагает гармонию интеллекта, тела и души; сознания, эмоций и поведения.
Для обеспечения гармоничности развития сам педагогический процессе должен быть гармоничен: гармония всех воспитательных воздействий; гармония свободы и ответственности личности; уважения и требовательности; руководства и самостоятельности; средств самовыражения и требований общества.
Первостепенное значение имеет создание в школе условий для овладения основами современных наук о природе, обществе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера.
Не менее важной задачей является и то, чтобы в условиях демократизации и гуманизации общества, свободы мнений и убеждений молодежь усваивала знания не механически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании и сама делала выводы, необходимые для современной жизни и образования.
Неотъемлемой частью образования и обучения подрастающих поколений является их нравственное воспитание и развитие. Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердия, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения.
Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет гражданское и национальное воспитание. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, а также стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важности.
Органической частью всестороннего формирования личности является воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры. Оно включает также физическое развитие детей (подростков, молодых людей) и укрепление их здоровья. Его неотъемлемым элементом должно быть трудовое воспитание, техническое обучение, знакомство с рыночной экономикой.
Самовоспитание в структуре развития личности
Л.С. Выготский писал, что «человек, в сущности, воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого». Педагог не может сделать воспитанника ни лучше, ни хуже. Он может лишь создать условия, чтобы воспитанник захотел стать и стал таким, каким его видит педагог.
Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности в деле самосовершенствования положительных и преодоления отрицательных качеств и привычек.
Выделяют два основных источника самовоспитания:
внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия;
внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий «Я»-реального и «Я»-идеального, между притязаниями и возможностями, между осознанными недостатками и возможностями их исправления.
Самовоспитание предполагает активную, деятельную позицию личности по отношению к себе самой. Эта позиция - позиция субъекта. В наиболее распространенных словарных и энциклопедических определениях содержание понятия «субъект» сводится к следующему: это активно действующий индивид или социальная группа, обладающие волей, способностью к рефлексии, изменению окружающей среды и самоизменению, осуществляемому в предметно-практической деятельности и процессе познания. Отношения между воспитателем и воспитанником строятся как «субъект-субъектные» отношения. И характеризуются не воздействием, а взаимодействием.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Как соотносятся такие категории: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», «субъектность»?
В связи с чем человека можно считать объектом социализации?
Благодаря чему человек является субъектом социализации?
Какое внутреннее противоречие процесса социализации может превратить человека в жертву?
Какова сущность личности в гуманной педагогике?
Как осуществляется становление личности в процессе социализации?
В чем состоит содержание понятия «всестороннее развитие личности»?
Какую роль играет самовоспитание в структуре развития личности?
Каково содержание принципа гуманистической направленности
воспитания?
В чем состоит психологическое направление развития личности в воспитании и обучении?
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения