Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
В Х1У-ХУ вв. в Новгороде, Пскове и Москве возникают еретические движения, получившие названия движений стригольников и жидовствую-щих. Стригольники отвергали всю церковную иерархию, осуждали попов за недостойный образ жизни. Стригольники подвергли критике традиционные церковные формы воспитания и обучения. Они ратовали за обучение детей мирскими учителями из простонародной среды. Как и деятели Реформации на Западе, стригольники считали, что знания книжного характера должны получать все: дети бедных и богатых, мальчики и девочки.
Жидовствующие продолжали развитие реформаторских идей в православии, в частности мысль о свободе воли, отстаивали право человека на образование, полагали, что человек должен всю жизнь учиться и относить- ся к изучаемому критически, так как не все «писания» истинны. Русские еретики были знакомы с европейскими взглядами на воспитание и формирование человека.
В XV в. получили широкое распространение частные школы. Наличие мелких училищ давало возможность овладевать первоначальной грамотой каждому «хотящему учиться». Более высокие ступени достигались путем самообразования, которое зависело от наличия книг, воли и способностей.
По указу царя Ивана IV Васильевича (1533-1584) созываются Земские соборы с целью «исправления церковного благочиния, государственного управления и земного строения». В постановлениях Стоглавого собора шла речь о плохом обучении грамоте, следствием чего являлись «порча» богослужебных книг, распространением суеверия, ухудшения нравов. Решению этих вопросов посвящалась особая глава соборных постановлений - «Ответ соборной о училищах книжных по всем градом». В ней говорилось: «В царствующем граде Москве и по всем градом протопопам и старейшим священникам, дьяконам и дьякам учините в домах училища, чтобы все православные христиане давали своих детей на ученье грамоте, книжного письма и церковного пения».
По совету митрополита Макария Иван IV Васильевич решил завести типографию. Напечатанная Иваном Федоровым в 1574 г. кирилловскими буквами «Азбука» была пронизана гуманными идеями (заставки к текстам книги отображают идею роста, развития растения - с листьями, цветами и плодами), явилась усовершенствованной системой обучения грамоте. Во второй части азбуки для закрепления навыков чтения и письма помещались тексты не только религиозного характера, но и различные изречения.
О направленности русского воспитания в XVI в. в духе православия красноречиво говорит знаменитый памятник того времени «Домострой». Появление «Домостроя» при Иване IV Грозном закономерно. Дом (семья) должен быть «ячейкой» государства. Подобно тому, как в доме муж требовал от жены беспрекословного послушания, так и в государстве воля царя предполагала безусловное повиновение подданных. Не случайно самая известная редакция «Домостроя» принадлежала наставнику будущего царя Ивана IV священнику Сильверсту. «Домострой» требует воспитывать детей в строгости и страхе божием, («не жалей, бей ребенка, если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты казня его тело, душу его избавляешь от смерти»). В то же время он призывает родителей любить детей, заботиться о росте и развитии, воспитывать мужественность, трудолюбие, бережливость, вежливое обращение.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения