logo
пособие История педагогики

Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.

В Х1У-ХУ вв. в Новгороде, Пскове и Москве возникают еретические движения, получившие названия движений стригольников и жидовствую-щих. Стригольники отвергали всю церковную иерархию, осуждали попов за недостойный образ жизни. Стригольники подвергли критике традици­онные церковные формы воспитания и обучения. Они ратовали за обуче­ние детей мирскими учителями из простонародной среды. Как и деятели Реформации на Западе, стригольники считали, что знания книжного харак­тера должны получать все: дети бедных и богатых, мальчики и девочки.

Жидовствующие продолжали развитие реформаторских идей в пра­вославии, в частности мысль о свободе воли, отстаивали право человека на образование, полагали, что человек должен всю жизнь учиться и относить- ся к изучаемому критически, так как не все «писания» истинны. Русские еретики были знакомы с европейскими взглядами на воспитание и форми­рование человека.

В XV в. получили широкое распространение частные школы. Нали­чие мелких училищ давало возможность овладевать первоначальной гра­мотой каждому «хотящему учиться». Более высокие ступени достигались путем самообразования, которое зависело от наличия книг, воли и способ­ностей.

По указу царя Ивана IV Васильевича (1533-1584) созываются Зем­ские соборы с целью «исправления церковного благочиния, государствен­ного управления и земного строения». В постановлениях Стоглавого собо­ра шла речь о плохом обучении грамоте, следствием чего являлись «пор­ча» богослужебных книг, распространением суеверия, ухудшения нравов. Решению этих вопросов посвящалась особая глава соборных постановле­ний - «Ответ соборной о училищах книжных по всем градом». В ней гово­рилось: «В царствующем граде Москве и по всем градом протопопам и старейшим священникам, дьяконам и дьякам учините в домах училища, чтобы все православные христиане давали своих детей на ученье грамоте, книжного письма и церковного пения».

По совету митрополита Макария Иван IV Васильевич решил завести типографию. Напечатанная Иваном Федоровым в 1574 г. кирилловскими буквами «Азбука» была пронизана гуманными идеями (заставки к текстам книги отображают идею роста, развития растения - с листьями, цветами и плодами), явилась усовершенствованной системой обучения грамоте. Во второй части азбуки для закрепления навыков чтения и письма помеща­лись тексты не только религиозного характера, но и различные изречения.

О направленности русского воспитания в XVI в. в духе православия красноречиво говорит знаменитый памятник того времени «Домострой». Появление «Домостроя» при Иване IV Грозном закономерно. Дом (семья) должен быть «ячейкой» государства. Подобно тому, как в доме муж требо­вал от жены беспрекословного послушания, так и в государстве воля царя предполагала безусловное повиновение подданных. Не случайно самая из­вестная редакция «Домостроя» принадлежала наставнику будущего царя Ивана IV священнику Сильверсту. «Домострой» требует воспитывать де­тей в строгости и страхе божием, («не жалей, бей ребенка, если прутом по­сечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты казня его тело, душу его избавляешь от смерти»). В то же время он призывает родителей любить детей, заботиться о росте и развитии, воспитывать мужественность, трудо­любие, бережливость, вежливое обращение.