logo
пособие История педагогики

Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения. Принцип повторения и упражне­ния также стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражне­ния. В средние века они стали универсальными методами обучения. Одна­ко понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи в свя­зи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского в школах господствующее положение занимали формализм и «зубрежка».

Коменский в понятия «упражнение» и «повторение» вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знании, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению, ис­пользованию в практической деятельности.

Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зре­ния многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современной Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.