logo
пособие История педагогики

Открытие инженерного вуза

Во второй половине ХУШ века в Российской империи началось бур­ное развитие горного дела, особенно на Урале. Для горной промышленно­сти необходимы были многочисленные специалисты. Приглашение в Рос­сию инженеров-иностранцев дорого обходилось государственной казне, да и качество их работы не всегда удовлетворяло запросы горнорудной про­мышленности. В этих условиях группа башкирских рудопромышленников во главе с Исмаилом Тасимовым в 1771 г. обратилась в Берг-Коллегию (орган руководства горнорудной промышленности России) с предложени­ем о создании училища по подготовке горных специалистов. В докладе Сенату от 10 марта 1771 г. Берг-Коллегия одобрила предложение «О заве­дении горной школы» и признала его полезным и нужным для Горного корпуса. Все предложения и материалы по созданию горного учебного за­ведения Берг-Коллегия передала на рассмотрение обер-прокурора Сената М. Ф. Соймонову. Доклад «Об учреждении горного училища при Берг-Коллегии» с проектом училища и планом обучения Сенат представил им­ператрице Екатерине П. Открытие Петербургского горного училища со­стоялось 28 июня 1774 г.

Согласно уставу Горного училища в вуз разрешалось принимать де­тей дворян и разночинцев, владевших латинским, французским и немец­ким языками, а также основами арифметики, геометрии и химии. В первый набор училища попали 23 чел., в том числе 19 студентов Московского университета. Все студенты являлись российскими подданными в возрасте от 16 до 23 лет. По первоначальному плану студенты Горного училища должны были обучаться 4 года и осваивать математику, физику, химию, механику, гидравлику, металлургию, минералогию, маркшейдерское ис­кусство, черчение и рисование. Учебный процесс в Горном училище соче­тал в себе теоретические и практические занятия. Для лучшей практиче­ской подготовки студентов в самом училище проводили примерную про­мывку и плавку руд. Расходные материалы для практических занятий, еже­годно по 100 пудов, доставлялись с казенных и частных заводов.

Устав горного училища требовал от преподавателей формировать у студентов профессиональные инженерные качества. Для этого, по инициа­тиве первого директора училища М.Ф. Соймонова, во дворе вуза был по­строен «примерный рудник», в забоях выработки которого находились вмазанные естественные штуфы различных горных пород ископаемых рудных элементов.

Финансирование училища осуществлялось за счет государственной казны, а также регулярными отчислениями от доходов уральских горно­промышленников. На нужды училища шли также деньги от продажи части Гороблагодатского железа. Помощь инженерному вузу оказывали меценаты со всей России. Этих средств было вполне достаточно для развития учебно-материальной базы училища, оплаты труда профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала, а также для содержания 24 казеннокоштных студентов (на каждого учащегося выделя­лось до 150 руб. в год).

Казеннокоштные студенты постоянно проживали в здании вуза и пи­тались за общим столом. Их выезд за пределы Петербурга мог разрешить только директор училища. Одежда и обувь учащимся покупались за казен­ный счет. Каждые полгода студенты сдавали экзамены, которые проводи­лись в присутствии президента Берг-Коллегии и ее членов. На сессии так­же приглашались крупные ученые и специалисты горного дела. Первые выпускники горного училища показали себя зрелыми специалистами, при­чем каждый из выпускников был на учете в Берг-Коллегии.

Дальнейшее развитие горного дела в России требовало все большего числа инженеров, поэтому встал вопрос о расширении приема в вуз. При училище был создан гимназический класс, который в течение нескольких лет готовил мальчиков для последующего обучения по программе инже­нерного вуза.