logo
пособие История педагогики

Единый государственный экзамен

Российская система образования нуждается в современных методах и средствах по объективной оценке учебных достижений. Расхождения имеются в используемых средствах и практическом использовании резуль­татов измерений учебных достижений.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) имеет множество граней; не ясны его последствия в системе образования и то, как это скажется на ат­тестации и жизни школ и учителей, как сложатся взаимоотношения в мил­лионах микросистем «школьник-родители-учителя».

Как будут переплетаться объективные и субъективные, интеллекту­альные и финансовые интересы всех заинтересованных лиц? Какова станет доля граждан России, имеющих документ о полном среднем образовании? Как, где и кем они будут работать? Все эти вопросы прозвучали в докладе директора Федерального центра тестирования В.А. Хлебникова на Всерос­сийской конференции «Единый государственный экзамен в российской системе образования» (27-28 января 2006 г.).

ЕГЭ - это не столько нововведение в сфере образования, сколько со­циальное явление. Рассмотрим основные особенности и недочеты ЕГЭ.

Предлагаемая система трудоемка, дорогостояща и легко уязвима для фальсификаций, так как в мире нет тестов, одновременно нормативно и критериально ориентированных.

Внедряемая система ЕГЭ монополизирует механизм оценки зна­ний учащихся и поступления в вузы и дает импульс для расширения коррупции в стенах школы.

Тезис о многовариантности путей поступления в вузы путем при­равнивания результатов региональных олимпиад к высшим баллам ЕГЭ не может удовлетворить, так как число победителей составляет сотые доли процента от числа абитуриентов вузов.

Результаты ЕГЭ не могут быть надежными, так как не сравнива­ются с другими методами оценивания учебных достижений.

Пятибалльная система оценивания уже давно переродилась в трехбалльную и продолжает сужаться до однобалльной.

Гарантию качества должен давать не итоговый контроль, а хорошо продуманный процесс обучения.

Не создает равных возможностей для получения образования.

ЕГЭ - эта единая технология и единые экзаменационные мате­риалы для выпускников всех школ страны. Так сложилось, что за результаты ЕГЭ в настоящее время никто не отвечает.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Как рассматривается понятие «образование» в современных условиях?

  2. Какие основные задачи стоят перед российским образованием?

  3. В чем состоит аксиологический аспект образования?

  4. Какие интеграционные процессы осуществляются в образовании?

  5. Чем вызвана интеграция России в мировое образовательное пространство?

  6. Что собой представляет Болонское соглашение?

  7. Какие опасения существуют при вхождении России в Болонский процесс?

  8. Что означает «непрерывность образования»?

  9. Чем вызвано появление ЕГЭ?

  10. Какие последствия для российского образования несет ЕГЭ?