logo
пособие История педагогики

История педагогики и философия образования как наука

История педагогики и философия образования изучает:

В конце XIX - начале XX в. на Западе и в России историки педагоги­ки, ранее ограничивающиеся в основном описанием прошлого, начали

предпринимать попытки объяснения причин изменений в развитии взгля­дов на воспитание и его практику.

Основные функции истории педагогики и философии образования

Основными функциями истории педагогики и философии образова­ния являются:

Системообразующая - формирование системы взглядов на состоя­ние и развитие образования в различные исторические периоды.

Оценочная - оценка конкретных историко-педагогических явлений.

Прогностическая - прогнозирование направлений развития образо­вания.

Имеют место различные подходы (или методологические основания) в истории педагогики:

Формационный подход служит основанием для уточнения особенно­стей развития культуры в рамках различных классово-экономических формаций.

Мировоззренческий подход позволяет подойти к вопросам образова­ния с точки зрения духовных, общественных ценностей.

Культурологический подход позволяет рассматривать феномен вос­питания как часть культуры общества.

Антропологический подход дает возможность философского осмыс­ления значимости человека в мире, а также понимания мировых процессов с точки зрения человека.

Социологический подход дает возможность привнести социологиче­ские предпосылки в оценку развития истории педагогики.

Цивилизационный (социально ориентированный) подход позволяет подойти к вопросам образования и воспитания с позиции имущественного и социального неравенства, обусловленного особенностями цивилизации, эпохи, страны, нации.

То, с чем мы имеем дело в педагогике сегодня, является результатом тысячелетних поисков, раздумий и практики. История педагогики неотделима от собственно педагогики - науки о воспитании. Имея, по сути, один и тот же предмет изучения - теорию и практику воспитания, они взаимодействуют, дополняют и уточняют друг друга.

Описание историко-культурных процессов, происходивших на ран­них этапах истории человечества, основывается прежде всего на использо­вании данных археологии и этнографии, которые позволяют сопоставлять факты

и явления материальной и духовной культуры различных народов на ран­нем этапе их развития.

Особое значение имеют труды ученых и путешественников XVIII -начала XX в., в которых описывалась жизнь и быт аборигенных народов Африки, Австралии, островов Полинезии, Дальнего Востока, внутренних районов Сибири, племен Южной и Северной Америки и др., находившихся на ранних стадиях развития. Труды такого рода представляют большой ин­терес для реконструкции общей картины воспитания на ранних этапах раз­вития человечества, поскольку культура описываемых народов сохранила свою самобытность. Данные более поздних этнографических исследований требуют более строгого критического анализа и оценки, так как отставав­шие в своем развитии народы, вступая в контакт с европейцами, не могли не испытывать прямого или косвенного воздействия их цивилизации. В связи с этим нужно иметь в виду, что этнографические параллели позво­ляют по принципу аналогии лишь условно реконструировать некоторые важные для истории педагогики историко-культурные явления первобыт­ной эпохи.