Педагогическая система Яна Амоса Коменского
Коменский был основоположником педагогики Нового времени. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея проходит через весь его главный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»", где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и образованию. Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Идеями развития в процессе обучения пронизаны практически все произведения Я.А. Коменского. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности.
Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с «Великой дидактикой» следует особо отметить его труд «О культуре природных дарований».
Вопросы о ребенке и его способностях (что представляет собой ребенок, с какими способностями и качествами он рождается) Коменский решает на уровне передовой науки своего времени. Педагог, в основном, стоит на позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности идей и развитие теории так называемой «чистой доски») и соответственно своему демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от расы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком.
Коменский утверждает, что «Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования. «Дарование» обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми».
Как происходит развитие природных данных? Отвечая на этот вопрос, Коменский пишет: «Легко понять, в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород, виноградник и какое-либо искусство и, наконец, свое собственное тело, в том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая, украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле приносила наибольшую пользу».
«Искусство считается хорошо усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения. Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность обо многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также в пренебрежении и удалении всего злого; в-третьих, когда он будет искусен ив выполнении совершеннейших дел; в-четвертых, когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого», - таков идеал человека по Коменскому. Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его закономерности?
Главное состоит в признании того, что человеку от рождения сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей, которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.
Ребенку с рождения сопутствует «способность познания». «Человек родился способным для уразумления вещей, для добродетели, для неограниченной любви к богу и корни этих трех способностей существуют у него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева». Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не со знанием, а со способностями к знанию, которые необходимо развивать в соответствие с принципом природосообразности. И это является главной точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.
Вопросы для самостоятельной работы:
Назовите общие черты школы и педагогики Запада 17-18 вв.
Какие основные черты присущи данному периоду развития педагогической мысли?
Охарактеризуйте педагогическую мысль Западной Европы начала Нового времени на примере педагогических воззрений Ф. Бэкона, В. Ратке, Р. Декарта.
Как развивалось естественнонаучное образование в данный период времени?
Как Я.А. Коменский доказывает необходимость воспитания и образования?
Какие дидактические принципы разработал Я.А. Коменский?
Какие идеи заложены в книге «Великая дидактика»?
В чем состоит суть педагогической системы Я.А. Коменского?
Какие положения концепции Я.А. Коменского позволяют считать его основателем педагогики?
Почему одной из ведущих идей в эпоху Просвещения стала идея природосообразности?
Назовите новые представления о науке и образовании в философии Ф. Бэкона.
Что нового в педагогику внес Р. Декарт?
Урок 6
Тема урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVIII в.
Цели
Обучающая - изучить концепцию воспитания джентльмена Дж. Локка и педагогические взгляды на воспитание Ж.-Ж. Руссо.
Воспитательная: Воспитание интереса к педагогической профессии.
Развивающая: Развитие умений интерактивного общения.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока:.
Методы: обратная методика Ривина, методика взаимопередачи тем демонстрация слайдов,.
Методическое обеспечение и средства: слайды для презентации слайдов по теме урока на мультимедийной установке, мультимедийная установка.
Педагогическая технология: технология интерактивного обучения.
Реализуемый подход: личностно-компетентностно-социальный.
Методика проведения занятия и выполнения заданий:
1.Организационный момент: проверка присутствующих, сообщение целей урока и плана проведения занятия.
2. Проверка знаний по предыдущей теме.
Каждый член рабочей группы получает свою тему и подробный план этой темы. Его задача - по плану восстановит содержание темы и оформить содержание в текст.
Вся группа работает так же, как при прямой методике Ривина. Для проработки первого пункта своего плана участник находит себе напарника, с которым совместно читает этот пункт, обсуждает, воспроизводит содержание, которое может соответствовать этому пункту плана. Далее напарники обсуждают возможный вариант оформления найденного (содержания в текст небольшого абзаца. Этот текст первый участник пишет у себя в тетради. После этого он таким же образом помогает своему напарнику воспроизвести содержание соответствующего пункта его плана, оформить в письменный текст и записать абзац в его тетрадь.
Для проработки второго пункта своего плана участник находит нового напарника, рассказывает ему содержание первого пункта плана, далее с ним читает второй пункт плана (при необходимости они могут обращаться к разным источникам, например, использовать учебники, книги, энциклопедии).
Далее общими усилиями напарники оформляют полученное содержание в письменный текст и записывают в тетрадь первого участника в форме очередного абзаца. После этого первый участник помогает своему напарнику разобраться в очередном пункте плана, предварительно слушая его пересказ содержания предыдущих пунктов плана. После того, как очередной абзац напарника записан в его тетрадь, пара расходится.
3. Изучение тем. Под темой понимается определённый, предназначенный для изучения материал, к которому подобраны три группы заданий и вопросов, оформленный в текст, объёмом примерно 3-5 страниц.
Перечень тем:
Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка.
Система воспитания джентльмена.
Педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо.
Задания и вопросы первой группы достаточно простые и относятся только к отдельным абзацам (маленьким смысловым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.
Задания и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всей изучаемой теме. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения определённых практических навыков, а также для проверки и самопроверки понимания изучаемого.
Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним обучающиеся обращаются в течение всего периода изучения данной дисциплины.
Считается, что участник готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков абзацев текста, выполнил все задания и ответил на все вопросы первой и второй группы.
2.а Самостоятельное изучение темы
2.б Проверка темы
2.в Работа в паре
Ход занятий отражается на табло учёта сводной группы, которое представляет собой обычную таблицу следующего типа:
Таблица 1
ФИО | Т- 1 | Т- 2 | Т- 3 | Т- 4 | Т- 5 | Т- 6 |
| + |
| * |
|
|
|
|
| * |
|
| + |
|
| * |
| + |
|
|
|
|
|
|
| + |
| * |
|
| + |
|
| * |
|
|
|
|
| * |
| + |
В этой таблице знаком "+" отмечены изученные темы, а знаком «*» - тема, над изучением которой в данный момент работает член группы.
4 Подведение итогов занятия:
После окончания занятий или завершения работы сводной группы (все темы проработаны каждым) руководитель сводной группы с табло учета группы отчитывается перед дежурным руководителем. Результаты вносятся в общее табло учета и планируется дальнейшая работа для каждого члена группы.
Анализ достижения поставленных целей занятия: Достигнуты ли поставленные цели урока на каком этапе и какими методами и средствами?
Домашнее задание: учебное пособие по дисциплине «История педагогики и образования» Е.М. Заболотской, О.С. Тюппа, тема 6 (повторить материал, сформулировать пять вопросов по содержанию темы, в приложениях А и Б подобрать соответствующее содержанию темы: пословицы-1-2, афоризм 1-2 и обосновать свой выбор , в глоссарии приложение Г найдите определение ключевых понятий и запишите их в словарик.
Сообщение темы следующего урока.
Ключевые понятия: закон, закономерность, концепция, принципы воспитания, воспитывающее обучение.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения