logo
пособие История педагогики

Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока

Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общест­венную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта вос­питательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов за­печатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, ко­гда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, опреде­ленный подход к воспитанию.

Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизациям

Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тыс. до н.э. В древ­них государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспи­тание и обучение осуществлялось, в основном, в семье.

В переходную эпоху от общинно-родового строя к рабовладельче­скому строю в древних цивилизациях Востока сохранялись и определен­ным образом видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены в литературных памятниках Древнего Востока: «Законы» вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н.э.), «Притчи» иудейского царя Соломона (начало 1 тыс. до н.э.), индийская Бхагавадгита (середина 1 тыс. до н.э.) и др.

В шумерском «Сказании о сотворении мира» и «Законах» царя Хам­мурапи подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом. Цен­тральная педагогическая идея «Притч» - признание отца быть наставни­ком, почитание родителей («мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей»).

Развернутые образцы идеального воспитания содержатся в древних сказаниях и эпосе, в частности о божественном и мудром Кришне («Бхага-ваты пурана») и царевиче Гане («Махабхарата»).

Учеником божественного Кришны представлен в «Бхагавадгите» ца­ревич Арджуна. Кришна задавал вопросы, ставил перед Арджуном раз­личные цели, расширяя и углубляя их и тем самым, побуждая ученика к самостоятельному поиску истины, выработке методов познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, победы в котором вели Арджуна к совершенству.

Ученичество считалось не просто подготовительным, но важным са­мостоятельным периодом в жизни и могло длиться до 12 лет. Брахманское образование носило прежде всего религиозный характер, включая в доста­точном объеме и такие науки как грамматика, логика, астрономия, наука о змеях и т.д.

С учетом культурных традиций и климатических условий распро­странение получили семейные, а затем и лесные школы, в которых препо давали гуру-отшельники.

Царевичем, который предпочел отшельничество, был Гаутона (Про­светленный) Будда (623-544 до н.э.). Согласно преданию, он был в юности огражден отцом от всяческих тревог, проводя время во дворце в состяза­ниях, окруженный музыкой и развлечениями. Случайно подсмотрев тяго­ты жизни за пределами дворца, царевич покинул дворец и стал гуру (учи­телем) в лесной школе близ города Бенареса.

Немецкий философ Карл Ясперс выделял в истории человечества особый период, так называемое «осевое» время. По мысли Ясперса именно тогда, между VIII и II вв. до н.э., были заложены основы современной ци­вилизации.

В VI в. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических на­правления, в последствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека - пассивное созерца­ние естественного хода событий. Сторонники даосизма проповедовали от­каз от активных действий и выдвигали теорию «недеяния». Основатель даосизма Лао-Цзы рассматривал организованное обучение как искусствен­ную преграду на пути гармонии человека и неба.

Другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система - конфу­цианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 до н.э.), известный в европейской транскрипции как Конфуций. Причину всех не­взгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, по­слушание, почитание родителей и старших. Конфуций почитался как бо­жественный покровитель науки и образования. Им обобщен педагогиче­ский опыт Древнего Китая и высказаны оригинальные воспитательные идеи, в основе которых лежат определенные общефилософские и социаль­ные воззрения. Воспитание, нравственное самосовершенствование рас­сматривались как существенные факторы человеческого бытия, непремен­ные условия благополучия.

Спокойствие общества, считал Конфуций, покоится на воспитании: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».

Природа человека - тот материал, из которого при правильном вос­питании можно формировать идеальную личность. Идеально воспитанный человек по Конфуцию, должен обладать высокими нравственными качест­вами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительно­стью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит идея всестороннего развития личности, где преимущество отдавалось нравст­венному началу.

Конфуцианский подход к обучению: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышле­ниям. Поэтому в Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умением учителя научить своих воспитан­ников ставить самостоятельно вопросы и находить решения.

Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, - это трактат «Беседы и суждения», в котором приведены бесе­ды философа с учениками. Трактат был обязательным для заучивания наи­зусть в школе, начиная со П в. до н.э.

Конфуцианство оказалось официальной идеологией образования и воспитания. Образованность получила широкое распространение. Вырос престиж знающего человека, сложился культ образованности.

Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в логике эво­люции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологиче­ских ценностей. Идея человеческой индивидуальности была развита край­не слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Носителями идеалов воспитания и обучения были семья, государство и церковь.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное насле­дие, без которого трудно представить дальнейшее развитие истории педа­гогики. Ими были предприняты первые попытки осмыслить сущность вос­питания и образования. Педагогическая мысль Древнего Востока повлияла а генезис воспитания и обучения в более позднее время. Древневосточ­ные цивилизации дали человечеству первые образцы школ.