Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию.
Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизациям
Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тыс. до н.э. В древних государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось, в основном, в семье.
В переходную эпоху от общинно-родового строя к рабовладельческому строю в древних цивилизациях Востока сохранялись и определенным образом видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены в литературных памятниках Древнего Востока: «Законы» вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н.э.), «Притчи» иудейского царя Соломона (начало 1 тыс. до н.э.), индийская Бхагавадгита (середина 1 тыс. до н.э.) и др.
В шумерском «Сказании о сотворении мира» и «Законах» царя Хаммурапи подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом. Центральная педагогическая идея «Притч» - признание отца быть наставником, почитание родителей («мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей»).
Развернутые образцы идеального воспитания содержатся в древних сказаниях и эпосе, в частности о божественном и мудром Кришне («Бхага-ваты пурана») и царевиче Гане («Махабхарата»).
Учеником божественного Кришны представлен в «Бхагавадгите» царевич Арджуна. Кришна задавал вопросы, ставил перед Арджуном различные цели, расширяя и углубляя их и тем самым, побуждая ученика к самостоятельному поиску истины, выработке методов познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, победы в котором вели Арджуна к совершенству.
Ученичество считалось не просто подготовительным, но важным самостоятельным периодом в жизни и могло длиться до 12 лет. Брахманское образование носило прежде всего религиозный характер, включая в достаточном объеме и такие науки как грамматика, логика, астрономия, наука о змеях и т.д.
С учетом культурных традиций и климатических условий распространение получили семейные, а затем и лесные школы, в которых препо давали гуру-отшельники.
Царевичем, который предпочел отшельничество, был Гаутона (Просветленный) Будда (623-544 до н.э.). Согласно преданию, он был в юности огражден отцом от всяческих тревог, проводя время во дворце в состязаниях, окруженный музыкой и развлечениями. Случайно подсмотрев тяготы жизни за пределами дворца, царевич покинул дворец и стал гуру (учителем) в лесной школе близ города Бенареса.
Немецкий философ Карл Ясперс выделял в истории человечества особый период, так называемое «осевое» время. По мысли Ясперса именно тогда, между VIII и II вв. до н.э., были заложены основы современной цивилизации.
В VI в. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, в последствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы: даосизм, буддизм и конфуцианство.
Философский даосизм утверждал, что человек не в силах изменить естественный порядок вещей, поэтому удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий. Сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию «недеяния». Основатель даосизма Лао-Цзы рассматривал организованное обучение как искусственную преграду на пути гармонии человека и неба.
Другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система - конфуцианство. Ее основателем был проповедник Кун-Фу-Цзы (551-479 до н.э.), известный в европейской транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе он усматривал в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших. Конфуций почитался как божественный покровитель науки и образования. Им обобщен педагогический опыт Древнего Китая и высказаны оригинальные воспитательные идеи, в основе которых лежат определенные общефилософские и социальные воззрения. Воспитание, нравственное самосовершенствование рассматривались как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия.
Спокойствие общества, считал Конфуций, покоится на воспитании: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».
Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Идеально воспитанный человек по Конфуцию, должен обладать высокими нравственными качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит идея всестороннего развития личности, где преимущество отдавалось нравственному началу.
Конфуцианский подход к обучению: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям. Поэтому в Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умением учителя научить своих воспитанников ставить самостоятельно вопросы и находить решения.
Классический труд, где нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, - это трактат «Беседы и суждения», в котором приведены беседы философа с учениками. Трактат был обязательным для заучивания наизусть в школе, начиная со П в. до н.э.
Конфуцианство оказалось официальной идеологией образования и воспитания. Образованность получила широкое распространение. Вырос престиж знающего человека, сложился культ образованности.
Педагогическая мысль Древнего Востока развивалась в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Носителями идеалов воспитания и обучения были семья, государство и церковь.
Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценное наследие, без которого трудно представить дальнейшее развитие истории педагогики. Ими были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогическая мысль Древнего Востока повлияла а генезис воспитания и обучения в более позднее время. Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения