Система воспитания в Древнем Риме
Эллинские системы воспитания становились востребованными в других странах. Ближе других к ним подошла система воспитания в Древнем Риме.
Одним из главных аспектов воспитания в Древнем Риме было внимание к грамматике, литературе, риторике, преобладал грамматический идеал образования. Так, ко II в. до н.э. складывается классическая латинская литературная культура.
Ведущую роль играло домашнее воспитание. За воспитание детей глава семьи нес ответственность перед общиной. Мальчики под наблюдением отца до 16 лет изучали домашнюю и полевую работы, искусство владения оружием. В семьях римской знати господствовало домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.
В период расцвета Римской империи приоритет получила государственная система воспитания. Из программы воспитания беспощадно исключались изящные искусства - музыка и пение. Элементарное образование давалось в тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко наряду с мальчиками учились и девочки.
В эпоху эллинизма и затем в рамках римской цивилизации сформировалась программа семи свободных искусств с делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Тривиальные школы - это школы для всех детей, а квадриумы - школы для детей из более состоятельных семей, прошедших домашнее обучение.
Школы повышенного типа - грамматические, в них обучались мальчики от 12 до 16 лет. Для молодежи аристократического происхождения существовали, как и в Греции, риторические школы. В обучении красноречию ценилась прежде всего внешняя эффектность, форма, а не содержание.
Педагогическая мысль Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона (106 - 43 до н.э.), Сенеки (4 г. до н.э. - 65 н.э.), Квинтилиана (42-118 н.э.), Плутарха (45-127 н.э.).
Наиболее известным из римских педагогов был Марк Фобий Квин-тилиан. Сохранившиеся фрагменты его сочинения «О воспитании оратора» позволяют судить об основных педагогических взглядах автора. В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Мыслитель считал, что дети свободных граждан имеют большие природные способности. По его мнению, тупость и неспособность среди них - редкое явление.
Ребенок должен воспитываться в школе, учителю следует подходить к каждому воспитаннику «осторожно» и «внимательно». «Ребенок - драгоценный сосуд», - подчеркивал адвокат и оратор Квинтилиан.
Сам учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным, легко «не раздавать наград и наказаний», быть примером для учеников. Каждый учитель должен пройти все ступени обучения. Учитель школы повышенного типа должен иметь опыт работы в элементарной школе.
Квинтилиан придавал большое значение развитие речи ребенка с раннего возраста. Для этого он рекомендовал брать в дом мамок и нянек с хорошим произношением, подбирать товарищей для игр ребенка, внимательно следить за поведением окружающих ребенка детей и препятствовать общению с «дурными» товарищами.
Изучение языка и музыки, по Квинтилиану, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной. В целях воспитания логического мышления (стройности и последовательности мысли) он считал необходимым изучение математики (арифметики и геометрии). Обучение должно строиться с опорой на теоретические наставления, подражание и упражнения. Важно, чтобы основы знаний закладывались «прочно, основательно, не спеша».
Главной задачей образования он считал формирование свободного человека. Его известный труд «Наставление в ораторском искусстве» - один из главных источников изучения в современной ему системе римского образования. Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью, и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения.
В риторской школе основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства. Мыслитель исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он теоретически обосновал и применял в своей практике три метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).
Значительное влияние на развитие образования в Римской империи оказали мыслители, продолжавшие культурную традицию классической Греции. Блестящий оратор Цицерон разделял философские идеи стоиков, как и Сенека, критикуя формализм школьной системы, которая воспитывает «ум, но не душу». Сенека видел далеко идущие последствия такого подхода.
Историк Плутарх требовал с детства уважать в человеке личность: бить ребенка означало «поднимать руку на святыню».
Эпоха Рима, особенно в последний ее период, органично впитав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства.
В этот период была разорвана связь между человеком и обществом, и человек почувствовал себя бесполезным из-за развала традиционных социальных и религиозных институтов, из-за неопределенности будущего.
Философия стала, прежде всего, заниматься поиском образа жизни, освобождающего человека от внешнего угнетения, дающего внутренний душевный покой и делающего человека хозяином своей судьбы.
Вопросы для самостоятельной работы:
Каковы основные факторы возникновения и развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока?
Какие педагогические идеи зародились в Древнем мире и были развиты впоследствии?
В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?
В чем состоят отличительные особенности воспитания и обучения в эллинскую эпоху?
В чем вы видите преемственность школы и педагогической мысли Древнего Рима по отношению к предшествующей эллинской эпохе?
Расскажите о первых учебных заведениях Древней Греции.
Назовите великих древнегреческих философов, занимавшихся
вопросами воспитания. Проанализируйте взгляды на воспитание одного из них.
Расскажите об античном отношении к образованию. Перечислите «семь свободных искусств» античности.
В чем состоит вклад Аристотеля в образование?
Какими особенностями отличались наука и образование в Древнем Риме?
Каковы были структура и ступени античного образования?
Как связаны между собой образование и государство в концепции Платона?
Каковы главные черты римской системы образования?
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения