logo
пособие История педагогики

Вклад философов Древней Эллады в становление образования

Древняя Эллада дала миру превосходных философов, в учениях ко­торых вплетены бесценные мысли о воспитании: Пифагор (VI в. до н.э.), Гераклит (520-460 до н.э.), Демокрит (460-370 до н.э.), Сократ (470/69-399 До н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.).

Пифагор оставил своеобразный свод правил нравственного поведе­ния. В пифагорейских братствах воспитание и обучение молодежи пред­ставляло собой хорошо продуманную отлаженную систему: день начинал­ся с прогулки, чтобы «упорядочить и гармонизировать сознание»; затем в храме велось «преподавание, учение и исправление нравов»; после обеда проходили совместные чтения с комментариями.

Гераклит высказал ряд основательных педагогических идей: об обу­чаемости и освоении нравственности как свойстве человека, разуме и чув­ствах как орудиях познания, разуме как главном критерии истинности по­знания, необходимости познать сущность, а не только факты. Гераклит вместе с тем предостерегал от поверхностного знания, не углубляющегося в сущность явлений: «Многознание не научает уму».

Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания: «Никто не достигнет искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Больше людей становиться хорошими благодаря уп­ражнению, чем от природы», «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащие воспита­ние и природа». Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых («Благомыслие отца - лучшее наставление детям»), словесному воздействию, воспитанию «убеждением» и «доводами», приучению к тру­ду, без которого дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гим­настике, ни способности стыдиться». Демокрит нравственным считал че­ловека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.

Материалистическая теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения («темное познание»), а истина пости­гается разумом (теоретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственно­го воспитания. Демокриту принадлежит высказывание: «Многие много­знайки не имеют ума».

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Он первый исследовал проблему конфликта социальных и личных ин­тересов и в некотором смысле предложил принципы ее решения. От­правной точкой его рассуждений являлся принцип, который он считал первой обязанностью индивида, - «познай самого себя». Сократ считал, что существуют ценности и нормы, являющиеся всеобщим благом (выс­шим добром) и справедливостью. Для него добродетель была определен­ным эквивалентом «знания». Используя современную терминологию, у Сократа можно выделить три основных вида знания, которые, тем не менее, для него были нераздельными: 1) знание - это знание о нас самих и о ситуациях, в которых мы находим себя (фактуальное знание); 2) знание о том, как мы должны жить (нормативное знание); 3) знание должно быть «одно» с человеком (знание, которого придерживается человек). Сократ рассматривал знание как познание самого себя с помощью понятий. Для него добро существует как идея. Основные тезисы Сократа:

«Благо» есть «знание».

«Правильные знания необходимо ведут к моральным действиям».

«Моральные (справедливые) действия необходимо ведут к сча­ стью».

Представляется, что тезисы Сократа не потеряли своей актуальности в наше время. Он учил своих учеников вести диалог, логически мыс­лить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого ис­ходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил на­звание «сократовский». Главное в методе Сократа - это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мыш­лению. Вклад Сократа в педагогику состоит в разработке следующих идей: знания приобретаются в беседах, при рефлексии и классификации опыта; знания имеют моральное и, следовательно, всеобщее значение, целью же образования является не столько передача знаний, сколько развитие умст­венных способностей.

Ученик Сократа - философ Платон - основал собственную школу, эта школа получила название Платоновской академии. В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание - единое целое, по­этому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в пе­реводе с латинского означает «досуг», поэтому важно делать познаватель­ный процесс приятным и полезным во всех отношениях. По Платону, обра­зование и общество тесно связаны друг с другом, находятся в постоянном взаимодействии. Платон был уверен в том, что образование поможет улуч­шить человеку свои природные способности.

Платон был основоположником учения об идеях. Для него именно идеи являются первичной реальностью, т. е. субстанцией. Они являются не чувственно воспринимаемыми, а постигаемыми с помощью разума. Фило­софия для Платона является в равной степени познанием и образованием. Сущность познания - в припоминании вечных и неизменных идей. Про­цесс образования - это вечное странствование между верхом («светом») и низом («царством теней»). Идеи не изолированы друг от друга, а образуют связанное целое.

Платон ставит вопрос об идеальной системе образования. Рассмот­рим предлагаемую Платоном систему образования. Во-первых, образова­ние должно быть в руках государства. Во-вторых, образование должно быть доступным для всех детей вне зависимости от происхождения и пола. В-третьих, образование должно быть одинаковым для всех детей в возрас­те 10-20 лет. К числу важнейших предметов Платон относит гимнастику, музыку и религию.

В возрасте 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают образование, уделяя особое внимание математике. По достижении 30-летнего возраста снова происходит отбор, и прошедшие его продолжают обучение еще 5 лет, основной упор при этом делается на изучение фило­софии. Затем они в течение 15 лет участвуют в практической деятельности, приобретая умения и навыки управления. И только в 50 лет, получив все­стороннее образование и освоив опыт практической деятельности, пройдя тщательный отбор, допускаются к управлению государством. Согласно Платону, они стали абсолютно компетентными, добродетельными и спо­собными управлять обществом и государством. Не прошедшие первый от­бор становятся ремесленниками, земледельцами и купцами. Отсеянные на втором этапе отбора - управляющие и воины. Прошедшие третий отбор -правители, обладающие компетенцией и всей полнотой власти.

Мыслитель считал, что всеобщая система образования и воспитания обеспечит каждому человеку место в обществе, в котором он сможет вы­полнять общественную функцию. Общество станет справедливым, если каждый занят тем, для чего он подходит лучшим образом. В определенной степени в учении Платона прослеживается мысль о социальной справедли­вости.

Платон выделял три уровня образования: начальный уровень, на ко­тором каждый должен получить основы общего образования; средний уровень, который предоставляет более серьезную физическую и интеллекту­альную подготовку учащихся с выраженными способностями к военной и гражданской службе, юриспруденции; высший уровень образования, про­должающий подготовку строго отобранных групп учеников, которые ста­нут учеными, педагогами и юристами. Позитивной является мысль Платона о том, что функцией образования является определение склонности челове­ка к тому или иному виду деятельности и соответственно подготовка к ней. Платон был одним из первых сторонников женского образования. Достой­ным защитником государства является тот, в ком сочетается любовь к муд­рости, высокий дух, способности и энергия, - считал Платон.

Платон, как представитель афинской аристократии, выдвинул тео­рию вечного господства аристократии. Он сконструировал идеальное ари­стократическое господство, в котором должны существовать три общест­венные группы: философы, воины, ремесленники и земледельцы. Филосо­фы управляют, воины охраняют государственный порядок, а третья группа трудится и содержит две первые. В этом государстве сохраняются и рабы. Бесправны как рабы, так и ремесленники, и земледельцы. Им свойственна только низменная чувственная часть души и добродетель умеренности и послушания.

Цель этого государства, по Платону, - приближение к высшей идее блага, которая осуществляется, главным образом, путем воспитания. Вос­питание, говорит Платон, должно быть организовано государством и должно соответствовать интересам господствующих групп.

Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир ве­щей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека - душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойст­венны три части: разумная, волевая, чувственная, но одна из них является преобладающей. Трем частям души у Платона соответствуют три доброде­тели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище (тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами.

От педагогической теории Платона отличалась теория его блистательного ученика Аристотеля (384-322 до н.э.), который создал свою школу (ликей), так называемую перипатетическую школу (от греч. перипатео - прохаживаюсь). Цель образования по Аристотелю -развитие тела, устремлений и разума таким образом, чтобы гармонич­но объединить эти три элемента в их согласованном стремлении к лучшей цели - жизни, в которой проявляются все добродетели, мо­ральные и интеллектуальные.

Вершиной развития философской мысли Древней Греции выступает созданная Аристотелем теория познания. Материалистический сенсуализм Аристотеля отчетливо проявляется в утверждении, что познание начинает­ся от предметов, действующих на наши чувства, и приводит к законам, по­знаваемым нашим разумом. По Аристотелю, первый шаг в познавательном процессе заключается в восприятии нашими органами чувств отдельных вещей, а затем происходит постижение существенного и общего путем аб­страгирования от случайного. Для мыслителя понятия были переходным явлением от элементов чувственного образа к отвлеченно-абстрактным понятиям рационального постижения мира.

Аристотель рассматривал приобретение знания как процесс, который начинается с чувственного опыта (реальной материальной вещи) и завер­шается постижением сущности (абстракции чистой формы). По Аристоте­лю, для каждого отдельного человека цель заключается в реализации его способностей в обществе, в котором он живет; нахождении собственного стиля и места в обществе. Аристотель разграничивал теоретические, прак­тические и пойетические (поэтические) дисциплины. Он предложил мо­дель нравственного воспитания, достаточно популярную в наше время, -тренировать детей в подходящих типах поведения, т.е. упражнять в хоро­ших поступках.

Душа и тело относятся друг к другу точно так же, как материя и форма.

Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие.

Исходя из аристотелевской теории развития имеются три стороны души: растительная, которая проявляется в питании и размножении; жи­вотная, проявляющаяся в ощущениях и желаниях; разумная, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала.

Соответственно, трем сторонам души Аристотель выделил три сто­роны воспитания - физическое, нравственное и умственное, которые со­ставляют единое целое. Причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.

Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков».

Мыслитель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных с природой, но особенно важным считал развитие высших сторон - разумной и волевой. При этом он полагал необ­ходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей.

По Аристотелю, по-настоящему образованный человек - тот, кто учится всю жизнь, начиная с юности. Его концепция образования со­гласована с его же концепцией добродетельного человека как челове­ка, объединяющего в себе много достоинств.

Вклад Аристотеля в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными, и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рас­сматривал как части целого. Аристотель сформулировал принципы обра­зования: принцип природосообразности, природолюбия.

Аристотель оказал большое влияние на философскую и педагогиче­скую мысль античности и средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.