Вклад философов Древней Эллады в становление образования
Древняя Эллада дала миру превосходных философов, в учениях которых вплетены бесценные мысли о воспитании: Пифагор (VI в. до н.э.), Гераклит (520-460 до н.э.), Демокрит (460-370 до н.э.), Сократ (470/69-399 До н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.).
Пифагор оставил своеобразный свод правил нравственного поведения. В пифагорейских братствах воспитание и обучение молодежи представляло собой хорошо продуманную отлаженную систему: день начинался с прогулки, чтобы «упорядочить и гармонизировать сознание»; затем в храме велось «преподавание, учение и исправление нравов»; после обеда проходили совместные чтения с комментариями.
Гераклит высказал ряд основательных педагогических идей: об обучаемости и освоении нравственности как свойстве человека, разуме и чувствах как орудиях познания, разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познать сущность, а не только факты. Гераклит вместе с тем предостерегал от поверхностного знания, не углубляющегося в сущность явлений: «Многознание не научает уму».
Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания: «Никто не достигнет искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Больше людей становиться хорошими благодаря упражнению, чем от природы», «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащие воспитание и природа». Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых («Благомыслие отца - лучшее наставление детям»), словесному воздействию, воспитанию «убеждением» и «доводами», приучению к труду, без которого дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике, ни способности стыдиться». Демокрит нравственным считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.
Материалистическая теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения («темное познание»), а истина постигается разумом (теоретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания. Демокриту принадлежит высказывание: «Многие многознайки не имеют ума».
Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Он первый исследовал проблему конфликта социальных и личных интересов и в некотором смысле предложил принципы ее решения. Отправной точкой его рассуждений являлся принцип, который он считал первой обязанностью индивида, - «познай самого себя». Сократ считал, что существуют ценности и нормы, являющиеся всеобщим благом (высшим добром) и справедливостью. Для него добродетель была определенным эквивалентом «знания». Используя современную терминологию, у Сократа можно выделить три основных вида знания, которые, тем не менее, для него были нераздельными: 1) знание - это знание о нас самих и о ситуациях, в которых мы находим себя (фактуальное знание); 2) знание о том, как мы должны жить (нормативное знание); 3) знание должно быть «одно» с человеком (знание, которого придерживается человек). Сократ рассматривал знание как познание самого себя с помощью понятий. Для него добро существует как идея. Основные тезисы Сократа:
«Благо» есть «знание».
«Правильные знания необходимо ведут к моральным действиям».
«Моральные (справедливые) действия необходимо ведут к сча стью».
Представляется, что тезисы Сократа не потеряли своей актуальности в наше время. Он учил своих учеников вести диалог, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовский». Главное в методе Сократа - это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению. Вклад Сократа в педагогику состоит в разработке следующих идей: знания приобретаются в беседах, при рефлексии и классификации опыта; знания имеют моральное и, следовательно, всеобщее значение, целью же образования является не столько передача знаний, сколько развитие умственных способностей.
Ученик Сократа - философ Платон - основал собственную школу, эта школа получила название Платоновской академии. В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание - единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях. По Платону, образование и общество тесно связаны друг с другом, находятся в постоянном взаимодействии. Платон был уверен в том, что образование поможет улучшить человеку свои природные способности.
Платон был основоположником учения об идеях. Для него именно идеи являются первичной реальностью, т. е. субстанцией. Они являются не чувственно воспринимаемыми, а постигаемыми с помощью разума. Философия для Платона является в равной степени познанием и образованием. Сущность познания - в припоминании вечных и неизменных идей. Процесс образования - это вечное странствование между верхом («светом») и низом («царством теней»). Идеи не изолированы друг от друга, а образуют связанное целое.
Платон ставит вопрос об идеальной системе образования. Рассмотрим предлагаемую Платоном систему образования. Во-первых, образование должно быть в руках государства. Во-вторых, образование должно быть доступным для всех детей вне зависимости от происхождения и пола. В-третьих, образование должно быть одинаковым для всех детей в возрасте 10-20 лет. К числу важнейших предметов Платон относит гимнастику, музыку и религию.
В возрасте 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают образование, уделяя особое внимание математике. По достижении 30-летнего возраста снова происходит отбор, и прошедшие его продолжают обучение еще 5 лет, основной упор при этом делается на изучение философии. Затем они в течение 15 лет участвуют в практической деятельности, приобретая умения и навыки управления. И только в 50 лет, получив всестороннее образование и освоив опыт практической деятельности, пройдя тщательный отбор, допускаются к управлению государством. Согласно Платону, они стали абсолютно компетентными, добродетельными и способными управлять обществом и государством. Не прошедшие первый отбор становятся ремесленниками, земледельцами и купцами. Отсеянные на втором этапе отбора - управляющие и воины. Прошедшие третий отбор -правители, обладающие компетенцией и всей полнотой власти.
Мыслитель считал, что всеобщая система образования и воспитания обеспечит каждому человеку место в обществе, в котором он сможет выполнять общественную функцию. Общество станет справедливым, если каждый занят тем, для чего он подходит лучшим образом. В определенной степени в учении Платона прослеживается мысль о социальной справедливости.
Платон выделял три уровня образования: начальный уровень, на котором каждый должен получить основы общего образования; средний уровень, который предоставляет более серьезную физическую и интеллектуальную подготовку учащихся с выраженными способностями к военной и гражданской службе, юриспруденции; высший уровень образования, продолжающий подготовку строго отобранных групп учеников, которые станут учеными, педагогами и юристами. Позитивной является мысль Платона о том, что функцией образования является определение склонности человека к тому или иному виду деятельности и соответственно подготовка к ней. Платон был одним из первых сторонников женского образования. Достойным защитником государства является тот, в ком сочетается любовь к мудрости, высокий дух, способности и энергия, - считал Платон.
Платон, как представитель афинской аристократии, выдвинул теорию вечного господства аристократии. Он сконструировал идеальное аристократическое господство, в котором должны существовать три общественные группы: философы, воины, ремесленники и земледельцы. Философы управляют, воины охраняют государственный порядок, а третья группа трудится и содержит две первые. В этом государстве сохраняются и рабы. Бесправны как рабы, так и ремесленники, и земледельцы. Им свойственна только низменная чувственная часть души и добродетель умеренности и послушания.
Цель этого государства, по Платону, - приближение к высшей идее блага, которая осуществляется, главным образом, путем воспитания. Воспитание, говорит Платон, должно быть организовано государством и должно соответствовать интересам господствующих групп.
Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека - душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая, чувственная, но одна из них является преобладающей. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Вселившись в свое временное обиталище (тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами.
От педагогической теории Платона отличалась теория его блистательного ученика Аристотеля (384-322 до н.э.), который создал свою школу (ликей), так называемую перипатетическую школу (от греч. перипатео - прохаживаюсь). Цель образования по Аристотелю -развитие тела, устремлений и разума таким образом, чтобы гармонично объединить эти три элемента в их согласованном стремлении к лучшей цели - жизни, в которой проявляются все добродетели, моральные и интеллектуальные.
Вершиной развития философской мысли Древней Греции выступает созданная Аристотелем теория познания. Материалистический сенсуализм Аристотеля отчетливо проявляется в утверждении, что познание начинается от предметов, действующих на наши чувства, и приводит к законам, познаваемым нашим разумом. По Аристотелю, первый шаг в познавательном процессе заключается в восприятии нашими органами чувств отдельных вещей, а затем происходит постижение существенного и общего путем абстрагирования от случайного. Для мыслителя понятия были переходным явлением от элементов чувственного образа к отвлеченно-абстрактным понятиям рационального постижения мира.
Аристотель рассматривал приобретение знания как процесс, который начинается с чувственного опыта (реальной материальной вещи) и завершается постижением сущности (абстракции чистой формы). По Аристотелю, для каждого отдельного человека цель заключается в реализации его способностей в обществе, в котором он живет; нахождении собственного стиля и места в обществе. Аристотель разграничивал теоретические, практические и пойетические (поэтические) дисциплины. Он предложил модель нравственного воспитания, достаточно популярную в наше время, -тренировать детей в подходящих типах поведения, т.е. упражнять в хороших поступках.
Душа и тело относятся друг к другу точно так же, как материя и форма.
Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие.
Исходя из аристотелевской теории развития имеются три стороны души: растительная, которая проявляется в питании и размножении; животная, проявляющаяся в ощущениях и желаниях; разумная, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала.
Соответственно, трем сторонам души Аристотель выделил три стороны воспитания - физическое, нравственное и умственное, которые составляют единое целое. Причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.
Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков».
Мыслитель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных с природой, но особенно важным считал развитие высших сторон - разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей.
По Аристотелю, по-настоящему образованный человек - тот, кто учится всю жизнь, начиная с юности. Его концепция образования согласована с его же концепцией добродетельного человека как человека, объединяющего в себе много достоинств.
Вклад Аристотеля в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными, и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Аристотель сформулировал принципы образования: принцип природосообразности, природолюбия.
Аристотель оказал большое влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.
- Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж (гоу спо КемГппк)
- Содержание
- Введение
- 1 Планы-конспекты уроков по дисциплине «история педагогики и образования» Урок 1
- Конспект урока Предмет истории педагогики
- Становление и развитие философии образования
- Методология образования
- Идеология образования
- Этика образования
- Культурология образования
- История педагогики и философия образования как наука
- Зарождение педагогического мышления
- Место педагогического знания в первобытном обществе
- Этапы становления педагогики
- Конспект урока Воспитание и обучение в цивилизациях Древнего Востока
- Системы воспитания в Древней Греции
- Вклад философов Древней Эллады в становление образования
- Педагогические идеи Античного мира
- Система воспитания в Древнем Риме
- Урок 3
- Конспект урока
- Педагогическая мысль эпохи Возрождения
- Вопросы воспитания и обучения периода Реформации
- Формирование иезуитской системы образования
- Конспект урока Воспитание у восточных славян 1-1х вв.
- Просвещение на Руси в х-х1у вв.
- Развитие педагогических идей на Руси в х1у-ху вв.
- Открытие первых высших школ
- Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
- 4 Подведение итогов занятия:
- Принцип постепенности и систематичности знаний.
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
- Педагогическая система Яна Амоса Коменского
- Конспект урока Эмпирико-сенсуалистская концепция воспитания Дж. Локка
- Педагогическая концепция ж.-ж. Руссо
- Конспект урока Общая характеристика и основные идеи зарубежной педагогики в XIX в.
- Идеи позитивизма и социальных учений в педагогике
- Урок 8
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Просвещение в России в первой четверти хуш в.
- Реформы просвещения Петра I
- Жизнь и деятельность в.Н. Татищева
- Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова
- Создание Московского университета
- Открытие инженерного вуза
- Создание Медико-хирургической академии
- Конспект урока Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.
- Реформаторская педагогика
- Экспериментальная педагогика
- Педагогика прагматизма или прогрессивизма
- Урок 10
- 3. Подведение итогов занятия
- Конспект урока Реформы системы образования в России в XIX в.
- Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия
- Педагогическая система к.Д. Ушинского
- Педагогические принципы к.Д. Ушинского
- Последователи к.Д. Ушинского
- Урок 11
- 4 Подведение итогов занятия
- Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.
- Система воспитания а.С. Макаренко
- Советская школа и педагогика в 1946-1985 гг.
- Урок 12
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации
- Интеграционные процессы в образовании
- Обеспечение непрерывности образования
- Вхождение России в Болонское соглашение
- Единый государственный экзамен
- Урок 13
- Конспект урока Факторы и условия развития личности
- Биологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Психологическое направление развития личности в воспитании и обучении
- Становление личности в процессе социализации
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- Урок 14
- 4 Подведение итогов занятия:
- Конспект урока Обоснование новой методологии педагогики
- Аксиологический подход в изучении педагогических явлений
- Понятие о педагогических ценностях
- Соотношение понятий «ценности» и «идеал»
- Классификация педагогических ценностей
- Образование как общечеловеческая ценность
- Ценностное воспитание
- Диалектика национального и общечеловеческого в образовании
- Свобода и необходимость как педагогические категории и явления
- Понятие «необходимость и случайность».
- 2 Перечень заданий и методические указания по подготовке к зачету
- Методические рекомендации по написанию реферата
- 1.Формулирование темы реферата
- 2. Работа над планом
- 3. Структура реферата
- 1) Титульный лист
- 2) Содержание
- 3) Что писать во Введении?
- 4) Требования к основной части реферата.
- 6) Литература.
- 7. Правила составления библиографических списков
- 2.2 Темы докладов и рефератов для подготовки студентов к зачету
- 2.3 Тест рубежного контроля знаний студентов по дисциплине «История педагогики и образования»
- Литература
- Приложение в биографический указатель
- Методики реализации коллективного обучения