logo
пособие История педагогики

Создание Медико-хирургической академии

Во второй половине XVIII в. в Российской империи получило значи­тельное развитие медицинское образование. С 1764 г. начались регулярные занятия на медицинском факультете Московского университета. В 1783 г. в Петербурге было открыто Калинкинское медико-хирургическое учили­ще, преобразованное позже в Императорский медико-хирургический ин­ститут. Квалифицированных лекарей готовили медико-хирургические учи­лища в Петербурге, Кронштадте, Москве и Елизаветграде. С 1795 г. в ме­дик-хирургических училищах установился пятилетний срок обучения. Учащиеся первых трех курсов изучали общеобразовательные предметы, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. На четвертом и пятом курсах были, в основном, практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. По- еле успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания ле­карей.

В медико-хирургических училищах преподавали известные профес­сора и крупные клиницисты Н.К. Карпинский, Г.Ф. Соболевский, А.М. Шумлянский и др. В этих специализированных медицинских учебных за­ведениях была хорошая материальная база: анатомические театры, физи­ческие и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библио­теки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской прак­тикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обя­занности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот.

В России ХУШ в. все учреждения здравоохранения, в том числе учебные заведения, подчинялись Медицинской коллегии, созданной в 1736 г. Именным указом от 18 декабря 1798 г. император Павел I поручил А. И. Васильеву создать необходимую материальную базу для открытия в Пе­тербурге высшего учебного заведения по подготовке врачей. Эта дата счи­тается днем основания Петербургской медико-хирургической академии, которая со временем стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицинской науки.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Какими основными чертами отличалась школа, созданная в на­чале 18 в.?

  2. Охарактеризуйте принципы организации школ, содержание обучения.

  3. Какие трудности возникли в развитии школ в 18 в.?

  4. Что общего вы находите в деятельности выдающихся отечест­венных просветителей 18 в.?

  5. Проследите основные этапы становления высшей школы в России.

  6. Раскройте вклад царствующих особ 18 в. в становление высшего образования в России.

  7. Какой вклад внес Петр I в становление высшего образования в Российской империи?

  8. Какие преобразования произошли в воспитании дворянских детей в 18 в.?

  9. Назовите сильные и слабые стороны воспитания дворянских детей в 18 в.

  10. Какими были характерные черты государственной просвети­тельной политики ХУШ в.?

Урок 9

Тема урока: РАЗВИТИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ В XX В.

Цели

Обучающая - познакомить с состоянием зарубежной педагогики и филосо­фии образования в XX в.

Воспитательная: Воспитание интереса к педагогической профессии.

Развивающая: Развитие умений интерактивного общения.

Тип урока: комбинированный.

Методы: обратная методика Ривина, методика взаимопередачи тем демонстрация слайдов,.

Методическое обеспечение и средства: слайды для презентации слайдов по теме урока на мультимедийной установке, мультимедийная установка.

Педагогическая технология: технология интерактивного обучения.

Реализуемый подход: личностно-компетентностно-социальный.

Методика проведения занятия и выполнения заданий.

1.Организационный момент: проверка присутствующих, сообщение целей урока и плана проведения занятия.

2. Проверка знаний по предыдущей теме.

Каждый член рабочей группы получает свою тему и подробный план этой темы. Его задача - по плану восстановит содержание темы и оформить содержание в текст.

Вся группа работает так же, как при прямой методике Ривина. Для проработки первого пункта своего плана участник находит себе напарника, с которым совместно читает этот пункт, обсуждает, воспроизводит содержание, которое может соответствовать этому пункту плана. Далее напарники обсуждают возможный вариант оформления найденного (содержания в текст небольшого абзаца. Этот текст первый участник пишет у себя в тетради. После этого он таким же образом помогает своему напарнику воспроизвести содержание соответствующего пункта его плана, оформить в письменный текст и записать абзац в его тетрадь.

Для проработки второго пункта своего плана участник находит нового напарника, рассказывает ему содержание первого пункта плана, далее с ним читает второй пункт плана (при необходимости они могут обращаться к разным источникам, например, использовать учебники, книги, энциклопедии).

Далее общими усилиями напарники оформляют полученное содержание в письменный текст и записывают в тетрадь первого участника в форме очередного абзаца. После этого первый участник помогает своему напарнику разобраться в очередном пункте плана, предварительно слушая его пересказ содержания предыдущих пунктов плана. После того, как очередной абзац напарника записан в его тетрадь, пара расходится.

3. Изучение тем. Под темой понимается определённый, предназначенный для изучения материал, к которому подобраны три группы заданий и вопросов, оформленный в текст, объёмом примерно 3-5 страниц.

Перечень тем:

Педагогические теории конца XIX - начала XX вв.

Реформаторская педагогика.

Экспериментальная педагогика.

Педагогика прагматизма или прогрессивизма.

Задания и вопросы первой группы достаточно простые и относятся только к отдельным абзацам (маленьким смысловым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.

Задания и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всей изучаемой теме. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения определённых практических навыков, а также для проверки и самопроверки понимания изучаемого.

Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним обучающиеся обращаются в течение всего периода изучения данной дисциплины.

Считается, что участник готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков абзацев текста, выполнил все задания и ответил на все вопросы первой и второй группы.

2.а Самостоятельное изучение темы

2.б Проверка темы

2.в Работа в паре

Ход занятий отражается на табло учёта сводной группы, которое представляет собой обычную таблицу следующего типа:

Таблица 1

ФИО

Т- 1

Т- 2

Т- 3

Т- 4

Т- 5

Т- 6

+

*

*

+

*

+

+

*

+

*

*

+

В этой таблице знаком "+" отмечены изученные темы, а знаком «*» - тема, над изучением которой в данный момент работает член группы.

4 Подведение итогов занятия:

После окончания занятий или завершения работы сводной группы (все темы проработаны каждым) руководитель сводной группы с табло учета группы отчитывается перед дежурным руководителем. Результаты вносятся в общее табло учета и планируется дальнейшая работа для каждого члена группы.

Анализ достижения поставленных целей занятия: Достигнуты ли поставленные цели урока, на каком этапе и какими методами и средствами?

Домашнее задание: учебное пособие по дисциплине «История педагогики и образования» Е.М. Заболотской, тема 9 (повторить материал, сформулировать пять вопросов по содержанию темы, в приложениях А и Б подобрать соответствующее содержанию темы: пословицы-1-2, афоризм 1-2 и обосновать свой выбор , в глоссарии приложение Г найдите определение ключевых понятий и запишите их в словарик.

Сообщение темы следующего урока.

Ключевые понятия: реформаторская педагогика, экспериментальная педагогика, прагматизм или прогрессивизм, педагогика прагматизма или прогрессивизма.