logo
пособие История педагогики

Образование как общечеловеческая ценность

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сего­дня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования.

Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т. е. стремлением ограничивать содержание общеобразо­вательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обес­печению жизнедеятельности человека.

Второй - основан на широкой культурно-исторической ориента­ции. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практиче­ской деятельности. Оба типа аксиологических ориентации неадекватно со­относят реальные возможности и способности человека, потребности про­изводства и задачи образовательных систем.

Для преодоления недостатков первого и второго типов образования стали создаваться образовательные проекты, решающие задачи подготов­ки компетентного человека. Он должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможно­сти и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и по­ступки.

Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:

развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

овладение средствами, необходимыми для достижения интеллек­туально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

создание условий для саморазвития творческой индивидуально­сти и раскрытия духовных потенций.

Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяю­щегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая на­правленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, признание и задача каждого человека. При этом каждый компонент обра­зовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержа­ния. Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы преодолеть безличностность образова­ния, его отчуждение от реальной жизни.

Сущностная специфика гуманистической технологии образования заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и фор­мировании соответствующих им умений и навыков, сколько в развитии творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте педагога и учащихся.

Реализация культурно-гуманистических функций образования, та­ким образом, обусловливает неограниченный в социокультурном про­странстве демократически организованный, интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого (принцип антропоцентричности). Основным смыслом этого процесса становится гармоничное развитие личности. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.