logo
пособие История педагогики

Реформаторская педагогика

В начале XX в. появляется так называемая реформаторская педаго­гика (новое воспитание), отличительной чертой которой является негатив­ное отношение к ранее существовавшей теории и практике воспитания, уг­лубленный интерес к личности ребенка, новые подходы к воспитанию и реализации их на практике.

Основная задача реформаторской педагогики - «готовить не сухих интеллектуалов, а живых людей, успешно действующих во всякой соци­альной среде» (А. Ферьер).

Один из представителей реформаторской педагогики, французский теоретик воспитания Ален (Эмиль Шартъе) (1868-1951) считал ведущими факторами воспитания окружающий мир и деятельность самой личности. Воспитание он рассматривал как переход из состояния детства в положе­ние хозяина своей судьбы (самоосвобождение). Французский педагог сформулировал идею двоякой функции воспитания: подготовка к жизни и участие в ней. Ален верил в присущее от природы стремление человека к знаниям. Считал необходимым учить на трудном, но доступном уровне. Педагог называл учение трудной работой.

Овид Декроли (1871-1932) - бельгийский педагог, - считал, что пе­дагогика должна способствовать осознанию ребенком своего собственного «Я» в этом мире, поэтому следует воспитывать подрастающее поколение на основе действительности. В 1907 г. он в Брюсселе открыл «Школу для жизни» (Эрмитаж), в которой основой обучения были провозглашены «центры интересов».

Шведская писательница и педагог Эллен Кей Каролина Софья (1849-1926) в книге «Век ребенка» (1900), предложила формулу «Уот Кта*е аиз» (Исходя из ребенка), проповедовала идеал школы, основанной на уваже­нии к самоценной личности воспитанника. Сторонники свободного воспи­тания считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское пе­реживание и накопление воспитанником личного опыта.

Многие ведущие теоретики реформаторской педагогики были учи­телями-практиками, совмещали теоретическую педагогику с практикой обучения подрастающего поколения.

Польский писатель, педагог, врач Януш Корчак (Генрик Гольд-шмидт) (1878-1942) считал исходным пунктом личность и благо ребенка. «Дети - не уменьшенная копия взрослого человека, а личность», поэтому они равны взрослым в праве на уважение. Часто в общении с детьми боят­ся доброты, считая, что от дружеского обращения дети «наглеют» и отве­чают недисциплинированностью. Ребенок - существо разумное, хорошо знает потребности и трудности своей жизни, а детский возраст - долгие, важные годы в жизни человека, когда ему нужны от взрослых тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество. Я. Корчак писал: «Нет детей - есть люди». Предостерегал от «однополярного» воспитания, ребенка на­до посвятить не только в добрые идеалы, но и привить сопротивляемость злу. «Что вы собираетесь делать после войны?», - спрашивали его друзья. «Как что? - удивлялся Корчак, - Организую детский дом для немецких си­рот». Он и его ближайшая помощница Стефания Вильчинская вместе с 200 детьми погибли в газовых печах Треблинки.

Создатель дошкольных учреждений Мария Монтессори (1872-1952) разделяла идеи о недопустимости насилия над детьми, уважения к лично­сти воспитанников. Ребенок существует в мире детства, где развитие ре­бенка подчинено особым законам. Она отвергала активное вмешательство в развитие ребенка, основываясь на идее спонтанного развития личности.

Призыв ребенка к учителю: «Помоги мне это сделать самому!» - ключевой в педагогике Монтессори.

Представители реформаторской педагогики уделяли особое внима­ние трудовому обучению и воспитанию. Немецкий педагог Георг Кершен-штейнер (1854-1932) видел основную цель трудовых занятий в подготовке к профессиональной деятельности в области физического труда. Он под­черкивал: «Труд для жизни, а не для труда». Он считал, что следует изу­чать достаточно минимальный объем материала в пользу «многосторонне­го и активного наблюдения за явлениями - вне и внутри школы». Анало­гичные крайности присутствуют и во всей педагогике Кершенштейнера, которые предполагают безусловное повиновение государству.

Представители нового воспитания считали, что обучение должно ис­ходить из интересов учащихся, поощрять самостоятельность и активность школьников. Реформаторская педагогика служила важным обоснованием реформ школьного образования в первой половине XX в.

Реформаторской педагогикой была выдвинута программа человеко­любивого, антиавторитарного воспитания, выработаны теоретические обоснования формирования целостной личности, выступающей как объект и субъект педагогического процесса.