logo search
пособие История педагогики

Жизнь и деятельность в.Н. Татищева

Одним из активных участников школьных реформ был Василий Ни­китич Татищев (1686-1750), который явился инициатором открытия не­скольких горнозаводских школ. Он изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения в ряде сочинений, прежде всего в «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733). «Главной наукой» Та­тищев почитает, «чтоб человек мог себя познать». Он приходит к заклю­чению о необходимости воспитания и обучения, соответственного воз­растам человека. Как прирастают, совершенствуются в течение жизни знания отдельного человека, так совершенствуется и знание человечества вместе с его возрастом.

Основной целью «Разговора» является доказательство необходимо­сти посылать молодых людей обучаться нужным и полезным наукам за границей. «Желание и надежда» на учрежденные Петром школы оказа­лись, по наблюдению В.Н. Татищева, обмануты. Он предлагает создавать новые и исправлять существующие училища. Татищевская программа дво­рянского воспитания предусматривала преподавание светских наук и ре­лигиозное обучение. Им выдвинут план открытия академий или универ­ситетов, гимназий и академий ремесел.

В.Н. Татищев обосновывал идею, что учитель не только должен знать свой предмет, но и обладать умением обучать. Он помышлял о том, чтобы дать человеку знание того, «что ему полезно и нужно и что вредно и непотребно». Науки делились у него на нужные (домоводство, мораль, религия и пр.), полезные (письмо, красноречие, иностранные языки, мате­матика, естественные науки и пр.), щегольские (поэзия, музыка, верховая езда, танцы и пр.), любопытные (астрономия, алхимия и пр.) и вредные (ворожба, чернокнижие и пр.).