logo search
пособие История педагогики

Педагогическая деятельность м.В. Ломоносова

В начале 1736 г. в академический университет Академии наук и ху­дожеств был зачислен Михаил Ломоносов (1711-1765) - один из лучших учеников Славяно-греко-латинской академии. Природные способности и колоссальное трудолюбие позволили ему стать выдающимся ученым и пе­дагогом своей эпохи. Глубокие разносторонние знания и свободное владе­ние латинским языком выделяли Ломоносова среди других академических студентов. Не случайно осенью 1736 г. М.В. Ломоносов и Д И. Виногра­дов были направлены для продолжения образования в Германию.

В январе 1742 г. М.В. Ломоносов вернулся на родину и был назначен адъюнктом физического класса Петербургской Академии наук. В 1745 г. М.В. Ломоносов стал профессором химии и был избран в состав Академии наук. Научная деятельность русского ученого успешно сочеталась с педа­гогической работой. В 1746 г. академик Ломоносов впервые в России на­чал читать публичные лекции для студентов на русском языке. Это смелое нововведение поддержали другие отечественные ученые и педагоги.

В 1758 г. М.В. Ломоносов вступил в должность ректора академиче­ского университета и нашел его в упадке. Он добился увеличения финан­сирования университета в 1,5 раза. М.В. Ломоносов получил чин статского советника, что упрощало обращения в любые инстанции. 4 апреля 1765 г. великий ученый и педагог М.В. Ломоносов скончался. Его смерть стала невосполнимой утратой для российской науки и высшей школы. Достой­ного преемника на посту ректора не нашлось, и академический универси­тет стал быстро угасать. Попытки нового директора Академии наук Е.Р. Дашковой в 1783 г. реанимировать деятельность университета успеха не имела. К концу XVIII в. академический университет был закрыт.