logo search
пособие История педагогики

Реформы просвещения Петра I

В петровскую эпоху стали создаваться учебные заведения, преиму­щественно с военной направленностью. По возвращении из своего первого путешествия в Европу, Петр I решил открыть в Преображенском полку во­енную школу. Подразделение было организовано в составе бомбардирской роты, где обучалось 48 штатных учеников-кадетов. Были начаты плано­мерные занятия по математике, артиллерии. Теория подкреплялась прак­тической службой кадетов и обязательными стрельбами. Срок обучения установлен не был, а зависел от того, как ученики усвоили свои будущие обязанности. Петр I являлся командиром Преображенского полка и при­нимал непосредственное участие в создании и развитии учебного подраз­деления. Он сам следил за ходом преподавания наук в роте, поощрял луч­ших учеников, присутствовал на экзаменах и стрельбах. В роту Преобра­женского полка могли добровольно поступать в солдаты люди всех чинов. В январе 1701 г. Петр I издал указ об открытии в Москве школу ма тематических и навигационных наук. В школу принимали детей дьяков, бояр в возрасте от 12 до 20 лет. Численность школы доходила до 500 чело­век. Учащиеся состоятельных родителей содержались за собственный счет, а все остальные получали от казны «кормовые деньги». Для преподавания в школе из Англии был приглашен профессор А.Д. Фарварсон, который после стал ее директором. Также занятия с учениками проводили офицеры русской армии и флота. Учащиеся первоначально изучали русскую грам­матику и арифметику в подготовительном классе («русская школа»), затем осваивали геометрию и тригонометрию («цифирная школа»), наконец, ов­ладевали знаниями по астрономии, географии, навигации, геодезии и за­нимались фехтованием («верхние классы»).

Большинство учеников из простого люда заканчивали свое образо­вание в русской школе, лишь немногие - в цифирной (арифметической) школе, а в высших (навигаторских) классах могли обучаться только дети дворян. Ученики из низших сословий после завершения учебы назначались на службу писарями, помощниками архитекторов и на различные вспомо­гательные должности в Адмиралтейство. Выпускники школы из дворян направлялись служить во флот, в артиллерию, в инженерные войска и кон­дукторами к генерал-квартирмейстеру.

Петр I внимательно следил за работой школы математических и на­вигаторских наук, интересовался службой ее выпускников, многих из ко­торых знал лично.

В 1715 г. была создана Морская академия (Академия морской гвар­дии), которую разместили в Петербурге. Школа математических и навига­ционных наук выступала в качестве подготовительного училища для ака­демии. Учащиеся числились на военной службе и находились на полном государственном обеспечении. В Морской академии была установлена же­сткая воинская дисциплина, которая насаждалась строгими мерами воз­действия, вплоть до телесных наказаний нарушителей. За неявку в акаде­мию после отпуска предусматривались каторжные работы, а за побег -смертная казнь (приговоры практически не исполнялись). В Морской ака­демии преподавали математику, навигацию, географию, артиллерию, фор­тификацию и другие науки. Учащиеся несли караульную службу и участвовали в морских походах. Обучение в академии было весьма престиж­ным, так как давало возможность получить хорошее образование и офи­церский чин.

Развитие специальных учебных заведений в России сдерживалось недостатком грамотной молодежи. Во всех учебных заведениях начала XVIII в. приходилось заниматься повышением общеобразовательного уровня учащихся. Это удлиняло сроки обучения и отвлекало преподавате­лей от занятий по основным предметам. Необходимо было создать сеть на­чальных учебных заведений в разных регионах страны. Поэтому Петр I решил создать школы для солдатских детей при 49 полках русской армии. С 1721 г. гарнизонные школы начали учреждать уже при каждом полку. Требовалось, чтобы в школе грамоте и различным ремеслам обучалось не менее 50 человек. Также по указам Петра I были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле. В этих школах детей матросов, плотников и других мастеров учили «грамоте и цифири».

Аналогичные задачи ставились и перед горнозаводскими школами, которые создавались в Карелии и на Урале. Важную инициативу проявил вице-губернатор А.А. Курбатов, который в 1711 г. открыл в Архангельске начальную школу для местных детей. Петр I приветствовал такое начина­ние и указом от 28 февраля 1714 г. потребовал создавать арифметические школы для обучения мальчиков основам математики и письму. Эти школы были всесословными и размещались при архиерейских домах, верфях, горных заводах и полках русской армии. Таким образом, в первой четверти ХУШ в. в России начала складываться государственная система образова­ния молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений.

Университеты, гимназии, Академия наук. По поручению императора Петра I лейб-медик Л. Л. Блюментрост подготовил доклад о проекте соз­дания в Петербурге Академии наук и художеств. При академии предпола­галось учредить также университет и гимназию. В архиве Российской Ака­демии наук находится копия этого доклада с поправками и дополнениями Петра I, что позволяет утверждать о его реальном участии в разработке ос­новополагающего документа.

Идея создания академического университета пришла к монарху во время его поездок по странам Европы, где он наблюдал деятельность клас­сических университетов. 28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств. Петр I при­гласил несколько крупных зарубежных ученых для работы в Академии на­ук и преподавания в академическом университете. Кроме того, для работы в академической гимназии и участия в научных исследованиях были при­глашены 8 студентов старших курсов из немецких университетов. Акаде­мическая гимназия предназначалась для подготовки будущих слушателей университетов. Она состояла из пяти классов, в которых ученикам препо­давали русский, латинский, немецкий французский, итальянский и грече­ский языки, начала математики, истории и географии.

27 декабря 1725 г. императрица Екатерина I торжественно открыла первый научный центр и высшее учебное заведение России. Академики вели научные исследования в различных областях знаний и обучали закре­пленных за ними студентов.

24 января 1726 г. в Академии наук и художеств началось чтение на латинском языке публичных лекций для всех желающих (вход был сво­бодный). Академические студенты эти лекции посещали в обязательном порядке. Профессорам академии предоставлялось право открывать част­ные курсы.

Становление Петербургской Академии наук и художеств и ее учеб­ных подразделений проходило сложно. После кончины в 1727 г. императ­рицы Екатерины Алексеевны, академия наук лишилась своей покрови­тельницы. Положение усугублялось еще и тем, что вскоре царский двор переехал в Москву, за ним потянулись сановники и крупные ученые. Та­ким образом, не став еще прочно на ноги, академия наук начала приходить в упадок из-за скудного финансирования и отъезда некоторых иностран­ных ученых на родину.

Кризис коснулся и Академической гимназии, где сократилось число учащихся. В 1729 г. в гимназию поступило лишь 74 мальчика. Еще хуже складывалось положение со студентами. Профессора-иностранцы лекции читали только на латинском языке, так как русский знали плохо. Отыскать в России молодых людей, владевших латынью, было довольно сложно. Поэтому в период 1726-1733 гг. число студентов университета составляло только 38 человек.

В первые годы существования академического университета не при­держивались строгих сроков обучения студентов. При каждом штатном профессоре состояло по два студента, которые в будущем должны были занять кафедры. Студенты изучали различные науки до тех пор, пока их профессора-наставники требовали того. Академические студенты, кроме посещения обязательных лекций и индивидуальных занятий, должны были участвовать в работе ученых собраний. По тем временам академические студенты получали хорошее образование.

В Петровскую эпоху в обществе укрепилась понимание необходимо­сти светского государственного образования. Были намечены два основ­ных пути создания регулярного государственного воспитания и обучения. Первый - переориентация церковных образовательных учреждений и вто­рой - создание государственных светских школ.