logo search
пособие История педагогики

Конспект урока Советская школа и педагогика в 1917-1930 гг.

Рассмотрим систему образования СССР и России на нескольких временных этапах.

Изменения в народном образовании в 1917-1919 гг., как и дальней­шее развитие советской школы и педагогики, во многом связаны с именем В.КЛента и его идеями о воспитании. В своих трудах до 1917 г. он давал оценку состояния народного образования в России, критиковал школьную политику царизма, и утопические, по его мнению, проекты народников и других деятелей в области просвещения.

После 1917 г. Ленин обратился к вопросам цели и содержания ком­мунистического воспитания: всестороннее развитие личности строителя социализма, формирование научного мировоззрения, утверждение комму­нистической нравственности, трудовое воспитание, политехническое обра­зование. Проблемы воспитания и образования рассматривались Лениным с позиций марксистской идеологии.

Многие теоретические вопросы и задачи нужно было приводить на язык практики, т.е. ликвидировать старое и закладывать основы новой го­сударственной системы образования. Характерные черты такой системы складываются еще при жизни Ленина. О некоторых их них дают представ­ления изменения, начавшиеся в народном образовании после 1917 г.

Они происходили на основе первых документов советской власти: декрет о создании государственной комиссии по просвещению во главе с Луначарским; ликвидация старой системы управления народным образо­ванием и создание новой; декрет о свободе совести, церковных и религи­озных обществах, отделение церкви от государства и школы от церкви, все учебные заведения, ранее находившиеся в ведении церкви, закрывались или преобразовывались в советские; декрет о передаче Наркомпросу всех учебных и общеобразовательных заведений с целью обеспечить единство школьной реформы и всей системы образования; определялся общий срок обучения в школе с 8 до 17 лет; декрет о ликвидации безграмотности насе­ления РСФСР.

В это время происходит становление новой государственной систе­мы народного образования. Вместо гимназий, реальных и коммерческих училищ, земских и других школ вводился один тип учебного заведения -единая трудовая школа двух ступеней. Чтобы облегчить детям рабочих и крестьян поступление в вузы, создаются рабочие факультеты.

Провозглашается право всех трудящихся на полное, всестороннее и бесплатное образование. Отменяются всякие признаки сословности. Вво­дится выборность всех педагогов и административно – педагогических должностей. Создаются школьные советы, в которые входят и представи­тели трудового населения. Развивается самоуправление учащихся, их творческая активность. В вузах всеми студенческими делами ведают сами студенты. Предметные студенческие комиссии оценивали работу препода­вателей, участвовали в обсуждении лекций, предлагали новые курсы. Вузы сами вырабатывали учебные программы и планы, выбирали ректоров, де­канов, заведующих кафедрами. Так было до 1929 г.

Перед учителями ставилась задача «идейного и педагогического пе­ревооружения». Иными словами, требовалось принять новые идейные подходы к содержанию образования; его методологией становится диа­лектический и исторический материализм. По-иному, исходя из школьно­го демократизма и коллективизма, нужно было строить отношения с уча­щимися. Не все учителя смогли это принять и реализовать на практике.

Была проведена значительная работа по ликвидации неграмотности, борьбе с беспризорностью, достигшей огромных размеров.

Как в стране в целом, так и в области просвещения в 1917-1919 гг. было допущено немало ошибок, подчас трагических. В народном образо­вании, культуре стремились сломать все «до основания». Призывали отка­заться от учебных программ, обязательного посещения школы, от правила вставать при входе учителя, от отметок. Однако были и предложения взять от старой школы все лучшее, имевшееся в ней. Официальная же концепция образования ориентировала на превращение школы в «школы равенства», где всем учащимся давались бы одинаковые знания, а точнее их одинако­вый минимум. Но постепенно берет верх классовый принцип. Главным для абитуриента становится не знание, развитие и культура, а социальное по­ложение. От высшего образования отлучаются многие из наиболее подго­товленных для обучения - дети интеллигенции.

Классовый подход на официальном уровне распространялся и на нравственное сознание. Отрицались общечеловеческие ценности, веками складывавшиеся традиции. Ставились под сомнение и отвергались как «буржуазные» или «христианские» понятия совести, чести, добра и спра­ведливости. Растет недоверие к дореволюционной интеллигенции с ее не­приятием единомыслия. Был сломан диалог с церковью, которая по-своему решала проблемы духовной жизни человека и общества, начались жесто- кие гонения на нее и ее служителей. Неугодной стала и благотворитель­ность, столь развитая до 1917 г. Все заботы о больных и увечных взяло на себя государство.

Окончилась гражданская война, страна переходила к мирному строительству, новой экономической политике. Этот период вошел в исто­рию советской педагогики как время творчества, поиска, находок и оши­бок. Его даже считают во многом продолжением «серебряного века» на­шей педагогики. Создаются разнообразные учебные заведения: школы-коммуны, детские городки, опытные станции Наркомпроса. В этот период развернулась дискуссия об основных направлениях развития народного образования. Что считать главным звеном школьной системы? Каковы пу­ти развития средней общеобразовательной школы? Как лучше приспосо­бить школу для нужд народного хозяйства? Точки зрения были различны­ми. Но наиболее острым оставался вопрос о научно-воспитательной работе школы. Нужны были новые учебные планы, программы, учебники. С 1923 по 1929 гг. в школы настойчиво внедрялись различные варианты так назы­ваемых комплексных программ. Суть их состояла в том, что весь объем школьных знаний представлялся в виде трех комплексов: «природа и чело­век», «труд», «общество». Однако учителя убедились что сочетать «ком­плекс» с систематическими знаниями учащимся очень трудно. Комплекс-ныв программы больше применялись в начальной школе и менее на по­следних ступенях обучения.

Педагогическая литература того времени посвящена в основном вос­питанию нового человека в новом коллективе. Из отечественной литерату­ры постепенно уходит образ человека мыслящего, незаурядного, сочувст­вующего и мучающегося в переживаниях, признающего свои слабости. На смену ему приходит и соответственно предлагается для школьного изуче­ния бесстрашный герой с четко определившейся жизненной позицией.

В эти годы ухудшается материальное положение учителей, и осо­бенно сельских. Им месяцами не выплачивают жалованье, не выдаются положенные пайки. Все больше ужесточается идеология. Перед школой ставилась цель воспитания не гражданина отечества, а солдата всемирной революции. Именно этому делу обязаны были служить и массовые детские организации.

Как к новым установкам относились учителя? По-разному. Одни по­слушно следовали указаниям, поступающим «сверху». Но были и те, кто оставался верен своей профессии и идеям гуманизма. Лучшие педагоги, философы, ученные пытались возражать против вводимых в стране и шко­ле порядков. В педагогике продолжаются споры о том, нужна ли школа при социализме.

Прогрессивные деятели педагогики: К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, С.Т, Шацкий

После революции 1905-1907 гг. широкое распространение получила теория «свободного воспитания». Одним из ее представителей был Кон­стантин Николаевич Вентцелъ (1857-1947). Его сочинения «Освобожде­ние ребенка», «Новые пути воспитания и образования детей», «Этика и педагогика творческой личности» пользовались в то время большой популярностью и содержали острую критику старой школы. Они были проникнуты стремлением развивать творчество и самодеятельность де­тей, стремлением к поиску новых путей воспитания, отличных от тех, которые признавала официальная педагогика. Вентцель стремился к созданию такой педагогической системы, где «ребенок и воспитатель об­разуют маленькое интимное сообщество».

Вентцель противопоставлял старой школе «Дом свободного ре­бенка» (1906-1907), где не было учебного плана, программ, классно-урочной системы. Протестуя против старой школы, Вентцель, отрицал всякую школьную организацию. Его стремление развить творчество и инициативу воспитанников переходит в идеализацию детей и переоценку их возможностей на данном возрастном этапе.

Петр Федорович Каптерев (1849-1922) - известный педагог, психо­лог, автор трудов в области воспитания, истории педагогики, педагогиче­ской психологии и дидактики. Каптерев обосновал множественность су­ществования общеобразовательных систем, идею вариативности общего образования. Ученый-педагог считал, что теория общего образования базируется на антропологическом принципе и знаниях психологии и физио­логии.

Он ввел в педагогику термин «педагогический процесс». Педагог со­действовал развитию в России детских садов. При активном участии Кап-терева и под его руководством было осуществлено педагогическое издание - «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Для него образова­ние - гармоничная социализация личности (усвоение знаний, норм и цен­ностей, делающих воспитанника полноценным членом общества). В своих рассуждениях Каптерев вышел на идею «индивидуальной траектории обу­чения».

Станиславом Теофшовичем Шацким (1878-1934) была создана Пер­вая опытная станция по народному образованию, которая решала ряд важ­нейших практических и теоретических задач педагогики. Особое внимание Шацкий уделял трудовому воспитанию детей, соединению обучения с трудом, с общественно полезной работой. Дидактическая система, постро­енная Шацким, базировалась на основополагающем принципе связи обу­чения с жизнью и окружающей средой.

Шацким были сформулированы основные цели обучения и воспита­ния соответствие с социальным заказом и одновременном учете индиви­дуальных особенностей личности, а также учете макро- и микросоциального окружения ребенка.