logo search
пособие История педагогики

Интеграционные процессы в образовании

В решении крупной цивилизационной задачи - выхода из состоя­ния закрытого общества и интеграции России в международное сообще­ство, равно как и интеграции российского образования в международное образовательное пространство, страна прошла трудный и неоднозначный путь. В настоящее время стало ясно, что закрытая от общества школа, как и закрытое общество, не способны к развитию. Сохраняя свою самобыт­ность, свои лучшие традиции, российское образование должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции.

Если ранее инновационное развитие образования считалось в основ­ном предметом заботы органов власти на национальном или региональном уровне, то в последние десятилетия наметилась растущая тенденция к ин­тернационализации и даже глобализации этого процесса. Процессы глоба­лизации образования в мире были закреплены в ряде международных проектов и соглашений, в том числе в Лиссабонской, Сорбонской, Болонской, Копенгагенской декларациях, а также в ряде международных инте­грационных образовательных программ и проектов.

Важнейшими условиями вхождения Российской Федерации в миро­вые интеграционные образовательные процессы, без которых на совре­менном этапе невозможно обеспечить конкурентоспособность и устойчи­вое инновационное развитие отечественного образования, являются сле­дующие:

достижение эквивалентного мировым образовательным стандартам и образцам качества и уровня образования на всех его ступенях; использование в этих целях сопоставимых процедур, инструментов и средств контроля качества образования;

приведение содержания и структуры отечественной системы образования в соответствие с общепризнанными международными нормами и стандартами;

проведение работы по установлению соответствия российских и зарубежных дипломов и квалификационных структур в профессиональном образовании;

академическая мобильность педагогов, учащихся и студентов; создание условий для значительного расширения экспорта и импорта технологий, знаний и образовательных услуг;

равнодоступность для различных секторов образования государственных ресурсов;

информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернета, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;

расширение участия Российской Федерации, регионов, образовательных учреждений в международных интеграционных образовательных проектах и программах.

К основным тенденциям развития современного образования следу­ет отнести такие, как глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация. Остановимся более подробно на выявленных тенденциях современного образования.

Глобализация образования определяется, прежде всего, тем, что об­разование и общество неотделимы друг от друга. И это приходится до сих пор доказывать с позиции приоритетной значимости развития образования для человеческой цивилизации, отдельно взятого человека. Сфера образо­вания призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов и чело­века, и общества, она работает на будущее, «предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения и навыки, ировоззренче­ские и поведенческие приоритеты» (Б.С. Гершунский).

Единый мировой рынок, единое информационное пространство, ин­теграция локальных цивилизаций в единое мировое сообщество обеспечи­вают воспроизводство социальных связей и отношений в историческом пространстве и времени. Единая история человечества, впитавшая в себя опыт всех народов, привела к возникновению одной из важнейших про­блем человечества - выживанию. Глобализация становится общей судьбой для народов и культур, которые, чтобы сохранить себя, должны прийти к пониманию возросшей ответственности человека и человечества за жизнь и ее качество.

Образование должно быть фундаментальным, т.е. глубоким и осно­вательным. Признание фундаментализации вызвано ростом объема ин­формации, ее обновлением в каждые 2-3 года. Первоочередными задачами в данной области выступают: введение цикла общих гуманитарных дисци­плин в естественнонаучное и техническое образование с целью преодоле­ния разобщенности естественнонаучных и гуманитарных компонентов це­лостной мировоззренческой культуры личности; создание интегральных междисциплинарных курсов, которые содержат наиболее универсальные и обобщенные знания, являющиеся основой прикладных исследований и разработок, базой для формирования общей и профессиональной культуры личности, быстрой адаптации к новым профессиям и специальностям; пре­одоление противоречия между фундаментальным образованием и профес­сиональным обучением при безусловном приоритете фундаментальных знаний.

Гуманитаризация образования касается вопросов обучения, воспи­тания и развития личности обучаемых, а также вопросов организации, функционирования и управления образованием. Предполагается, что гума­нитаризация образования должна реализовываться во всей системе образо­вания, пронизывая гуманитарную и естественнонаучную составляющие образования, область технических, инженерных, экономических и других наук. Гуманитаризация - частное проявление общей задачи, связанной с возрождением культурно соотнесенного образования. Гуманитаризировать образование - значит, выявить личностный смысл при изучении учебных дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного направлений, осознать его значимость с позиции каждой личности, т. е. сделать его лич-ностно ориентированным и личностно значимым.

Гуманизация образования - одна из ведущих современных тенденций развития образования. В нашей стране эта проблема поставлена более десяти лет назад (Закон «Об образовании», 1992 г.), но полного теоретиче­ского и практического решения она пока не получила, хотя от этого во многом зависит дальнейший уровень образования и процветания общества и человека.

Важным направлением развития образования является технологиза-ция образовательного процесса, которое предполагает внедрение в образо­вание современного инструментария, информационных технологий, про­должающуюся повсеместную компьютеризацию. В образовательный про­цесс приходит компьютика, наука о совместной деятельности преподава­теля и компьютера (В.П. Беспалько).

Следует отметить, что в содержании образования происходят круп­ные изменения в связи с его стандартизацией, функция которой двояка. С одной стороны, стандартизация означает придание некоторого однообра­зия, а, с другой, - сделать такое содержание образования, которое удовле­творяло бы соответствующему стандарту. Образовательный стандарт оп­ределяет требования к образованности человека. Еще Н.И. Пирогов гово­рил, что если образование современно, значит, современны и члены обще­ства; если обратное, значит, будет отсталым и общество.

Основные тенденции в развитии профессионального образования

«Основными тенденциями, на фоне которых идут процессы модер­низации российского образования, являются те, которые сформированы за последние 5-10 лет, хотя они все еще до конца не осознаны в общест­ве», - так отмечает академик РАО Е.В. Ткаченко.

В динамических процессах, происходящих в обществе, а соответст­венно этому, и в системе образования можно выделить пять основных на­правлений (цитируется по статье Е.В. Ткаченко «Основные тенденции мо­дернизации профессионального образования», опубликованной в книге «Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции», Екате­ринбург, 2006. Вып. 4).

Растущая коммерциализация образования, как в государствен­ен, так и негосударственной сфере. Это логично, т.к. до 90% предприятий страны уже сменили форму собственности, стали негосударствен­ными, и 3/4 занятого населения России трудится в негосударственном сек­торе экономики.

В стране сложилась деформированная структура подготовки кадров, при которой на 100 инженеров готовится примерно столько же и техников, и рабочих. А работодателю на 100 инженеров надо 70 техников и 500 рабочих. Результат: до 80% вакансий на рынке труда - рабочие. След­ствие: в службах занятости России идет массовая подготовка из инжене­ров и техников рабочей силы, менее 50% выпускников учреждений всех уровней профессионального образования работают по специальности, идет системное и все возрастающее привлечение иностранной рабочей си­лы.

Возрастание трудностей формирования контингента образовательных учреждений на фоне неуправляемых процессов, идущих по всей вертикали профессионального образования.

Сегодня в России вузов, их филиалов и представительств уже в 3,5 раза больше, чем было в Советском Союзе. В советской России студентов было 2,3 миллиона, а сейчас 6,4 миллиона. Все это сопровождается увели­чением не только доли платного образования, но и сословности общества. Данные социологического опроса 2006 г. показывают, что более 80% вы­пускников школ связывают свое будущее с высшим образованием. В связи с этим возникает проблема: как формировать контингент обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования?

Старение или даже кадровое «обескровливании» системы профессионального образования, особенно в НПО. В 1990-х годах в системе НПО было 98% преподавателей-предметников с высшим образованием, сегодня около 80%. Среди мастеров производственного обучения их менее 25%.

Доля преподавателей старше 50 лет в образовательных учрежде­ниях НПО, СПО и ВПО соответственно 56%, 65%, 68%. Соответственно их менталитет определяется опытом прошлого, они с трудом вписывают­ся в рыночные отношения.

Согласно социологическим исследованиям, современный работо­датель недоволен квалификацией педагогических кадров всех уровней профессионального образования, и, особенно, начального профессиональ­ного.

Требования работодателей все более превышают требования к образованию, заложенные в Государственных образовательных стандар­тах. Нужны рабочие, на 95% имеющие 4-6-й разряд, на 92% - общее среднее образование, на 80% знающие основы менеджмента, компью­терную технику и т.д.

Неизбежна интеграция образовательных учреждений НПО и СПО. Это обусловлено двумя причинами: 1) исход государства из образования, отказ от социальных функций и 2) позиция работодателя, которого не уст­раивает качество подготовки в системе НПО. Рабочих он берет из кол­леджей, техникумов, но не из училищ. Вопрос: в какие сроки, по каким механизмам пойдут процессы интеграции? Будет ли это объединение уч­реждений образования или учебных планов, учебных программ и т.д.? Это разные механизмы.

В Москве такое объединение уже состоялось. В результате из 198 училищ, лицеев и техникумов создано 63 колледжа. Наверное, со временем это произойдет и по всей стране. Но это не должно быть обвально, без учета специфики регионов, с непросчитанными последствиями.