logo search
пособие История педагогики

Конспект урока Анализ современной социально-экономической ситуации

Роль образования на современном этапе развития России определя­ется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общенационального раз­вития. Российская система образования способна конкурировать с система­ми образования передовых стран. При этом необходимы широкая под­держка со стороны общественности проводимой образовательной полити­ки восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективно­го использования.

Образовательная политика России, отражая общенациональные ин­тересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учи­тывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливаю­щие необходимость существенных изменений в системе образования:

Ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повы­шения уровня готовности граждан к такому выбору.

Переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.

Возникновение глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколе­ния.

Динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокраще­ние сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении квалификации и переподготовке работни­ков, росте их профессиональной мобильности.

Возрастание роли «человеческого капитала», который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное развитие образования.

Развивающемуся обществу востребованы современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответ­ственности за судьбу страны.

Главной задачей российской образовательной системы является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потреб­ностям человека, общества и государства. «Качественное образование -основополагающая современная цивилизационная норма», - так заявлено в докладе «О развитии образования в Российской Федерации», прозвучав­шем на Государственном совете по образованию (24 марта 2006 г.).

Надлежит также повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также яв­ляется формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных детей и молодежи.

На сегодняшний день все выше приведенные задачи являются наи­более значимыми для дальнейшего успешного развития образования в на­шей стране.

Роль и место образования в современном мире

На Государственном совете по образованию, проходившем (24 марта 2006 г.) под девизом «От конкурентоспособного образования к конкурен­тоспособности России», обозначены стратегические ориентиры в сфере образовательной политики.

Главным лейтмотивом документа «О развитии российского образо­вания» является необходимость реального обеспечения конкурентоспо­собности российского образования на мировом уровне. В государственных Документах отражены новые условия функционирования образования, от­ветственность социальных партнеров в вопросах качества общего и профессионального образования, а также воспитания подрастающего поколе­ния.

Обозначены новые горизонты российского образования, его страте­гические ориентиры, приоритетные задачи развития и ключевые условия его эффективности. Достижения в заявленных приоритетных направлениях развития образования становятся возможными, если выявлены и обозначе­ны его основные тенденции развития на мировом уровне. Учет данных тенденций, социально-экономической ситуации в России и предыдущего опыта в области развития образования будет способствовать успешному продвижению страны в мировом сообществе и признанию российского об­разования. Образование выступает одним из ведущих факторов формиро­вания гражданского общества.

Категория образования на протяжении истории развития педагогиче­ской науки рассматривалась с различных позиций: образование как про­цесс, как результат, как система и как ценность. Сегодня образование сле­дует рассматривать с несколько иных позиций: образование как ценность, как компонент культуры человека, как накопленный человеческий капи­тал.

Первые три позиции достаточно полно раскрыты в педагогической литературе. Наиболее сложным является рассмотрение образования с по­зиции ценностного подхода. Под воздействием происходящей в стране трансформации меняются функции образования и воспитания. Функции образования и воспитания становятся намного шире и важнее, нежели только обучение, подготовка человека к какому-либо виду трудовой дея­тельности. Происходит утверждение личностно ориентированного подхо­да, при котором образование выступает как достояние определенной лич­ности.

Образование выступает соответствующей ценностью для конкретно­го человека. Существенным сдвигом в общественном сознании является переориентация образования на новые базовые ценности: с обеспечения потребностей производства и экономики в рабочей силе определенного ка­чества - на обеспечение потребностей самого человека в получении обра­зовательных услуг соответствующего качества.

Интересен подход к образованию как к компоненту культуры человека. Культура и образование находятся в тесной связи друг с другом. Без передачи последующим поколениям образцов культуры, способов взаимо­действия человека с окружающим миром, вряд ли можно представить че­ловеческую жизнь.

Образование выступает как интегрирующий элемент всех отраслей духовного производства: наука, искусство, литература, музыка, кино и т.д. Оно является, с одной стороны, средством трансляции культуры, а с дру­гой, само способствует формированию новой культуры.

Интеграция России в мировое социокультурное пространство на­стоятельно выдвигает необходимость в подготовке специалистов, способ­ных к диалогу с мировой культурой. Только ценности культуры, ставшие достоянием образования, помогают человеку обрести личностные смыслы и духовные ценности. Становится важным, чтобы в процессе обучения в вузе будущий специалист овладел не только системой знаний, но и приоб­щился к культурным ценностям.

В настоящее время область образования становится приоритетной, а содержание образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспе­чение самоопределения личности, создание условий для ее самореализа­ции, как в личностном, так и в профессиональном плане. Образование на­целено на обеспечение адекватного мировому сообществу уровня общей и профессиональной культуры каждого отдельно взятого человека, уровень умственного развития личности, его профессиональной квалификации и профессиональной компетентности.

В условиях стремительного развития общества образование высту­пает как накопленный человеком капитал, который может быть реализован в последующей жизнедеятельности. С позиции такого подхода категория образования имеет ярко выраженный социальный аспект.

Образование - это социальное благо, которое должно быть дос­тупно для всех, образование - это интеллектуальный потенциал нации, это главный ресурс капитала в стране (Е.В. Ткаченко).

Представляется, что целесообразно рассмотрение образования с по­зиции единства образования, воспитания и обучения, как основных категорий педагогической науки. В этом случае воспитание и обучение можно рассматривать как две взаимосвязанные и обусловленные стороны единой категории «образование». Достижения в каждой составляющей оценивает­ся через уровни образованности и воспитанности каждого отдельно взято­го человека.