logo search
пособие История педагогики

Обеспечение непрерывности образования

Одним из стратегических ориентиров образовательной политики го­сударства является непрерывность образования, которая провозглашается как основа жизненного успеха личности, благосостояния нации и конку­рентоспособности. «Создание гибкой и динамичной системы всеобщего непрерывного образования - императив роста человеческого капитала, ин­новационного развития и конкурентоспособности любой страны» (доклад «О развитии российского образования», прозвучавший на Государствен­ном совете Российской Федерации по образованию 24 марта 2006 г.).

Отмечается, что такая система должна обеспечить три главных усло­вия:

преемственность образовательных стандартов и программ раз­личных уровней общего и профессионального образования;

возможность временного прекращения и возобновления обуче­ния, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной тра­ектории, повышение квалификации, переподготовки с целью поддержания высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;

отсутствие «тупиковых» образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности для продолжения обучения.

Перед российским образованием поставлены цели в политическом, социальном, экономическом и образовательном плане. В образовательном аспекте требуется создание системы всеобщего непрерывного профессио­нального образования, соответствующего потребностям страны и тенден­циям мирового рынка труда.

Идея непрерывного образования впервые появилась в философии у мыслителей древности как религиозно-философское учение о непрерыв­ном духовном совершенствовании человека. Далее идея о непрерывном образовании получила развитие у Платона и Аристотеля.

Впервые концепция непрерывного образования была представлена на форум ЮНЕСКО (1965) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом и вы­звала огромный резонанс. В предложенной П. Ленграндом трактовке не­прерывного образования была воплощена гуманистическая идея: она ста­вит в центр всех образовательных начал человека, которому следует соз­дать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека: устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль иг­рает интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов челове­ческой личности и ее деятельности.

Основой для теоретического, а затем и практического развития кон­цепции непрерывного образования явилось исследование Р. Даве, опреде­лившего принципы непрерывного образования.

Отечественная система образования в условиях индустриального общества успешно решала задачи, стоящие перед ней и, достаточно ус­пешно, обеспечивала потребность страны в рабочих и специалистах с на­чальным и средним профессиональным образованием. Вхождение России в постиндустриальную эпоху привело к заметному отставанию профессио­нального образования от потребностей страны в рабочих кадрах, конку­рентоспособных не только на российском рынке труда, но и за его преде­лами.

Сегодняшнему работодателю требуются квалифицированные кадры рабочих, техников и специалистов, профессиональную подготовку кото­рых в новых условиях уже не могут осуществлять существующие учреж­дения начального и среднего профессионального образования. Требуются настоятельная реконструкция, модернизация и обновление таких типов об­разовательных учреждений, как в организационном, так и содержательном плане.

Несмотря на принятие решения о курсе на создание системы непре­рывного образования, в России пока еще нет общенациональной концеп­ции, а обозначены только направления развития. Безусловно, это замедляет инновационный процесс реформирования и модернизации современного образования. По всей видимости, путь к этому в нашей стране лежит через инновационную практику. Этот путь не самый короткий и не самый про­стой. Кроме того, необходимо учитывать все имеющиеся тенденции, при­сущие процессу реформирования образования за рубежом, но при этом со­хранить лучшие традиции отечественного образования, с одной стороны, и обеспечить инновационный характер, с другой.

В основе непрерывного образования лежит идея развития человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

В этой связи непрерывным может считаться образование, всеохваты­вающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и на­правленности, предоставляющее каждому человеку возможности реализа­ции собственной программы обучения.

Реализация непрерывного многоуровневого профессионального об­разования привела к созданию учебных заведений с разной организацией профессиональной подготовки, интегрирующих образовательные про­граммы различных систем профессионального образования: начального, среднего, высшего и дополнительного. Как показали исследования, в на­стоящее время расширяется сеть образовательных учреждений, в которых создаются условия для перехода к разноуровневым, многоступенчатым, преемственным и вариативным образовательным программам.

Создание современной, мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования - первоочередная задача, стоящая перед обществом и государством. Существующая система профессионального образования уже исчерпала себя и для дальнейшего развития требует инте­грации начального и среднего профессионального образования и подъем новой создаваемой системы на качественно иной уровень.

Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно от­нести к личности, образовательным программам, образовательным процес­сам, а также к организационным структурам. В каждом из приведенных отношений в это понятие включается свой смысл.

Центральной идеей образования признана идея непрерывного разви­тия человека как субъекта деятельности. Понимание развития как непре­рывного процесса следует соединить с принципом развивающего обуче­ния, ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и его преобразование. Этим обусловлен переход к открытой сис­теме образования. Открытость - как новое условие функционирования со­временной системы профессионального образования России - предполага­ет ее широкое взаимодействие с социумом, органическую включенность в рыночные отношения с признанием приоритета заказчиков (работодате­лей) на подготовку кадров. Конкурентоспособность страны непосредст­венно связана и зависит от конкурентоспособности кадрового потенциала, уровня его компетентности.

Происходит переориентация образования на новые базовые ценно­сти: с обеспечения потребностей производства и экономики в рабочей силе определенного качества - на обеспечение потребностей самого человека в получении образовательных услуг соответствующего качества.

К характерным особенностям в условиях перехода общества на новые экономические отношения являются развитие и дальнейшее повыше­ние коммерческой значимости знаний, умений, навыков и, в целом, интел­лектуальной собственности. Интеллектуальная собственность личности, как никогда, становится тем капиталом, который востребован не только на рынке труда, но и обладает достаточно большим уровнем значимости для самой личности. Специалист, имеющий соответствующий уровень про­фессиональной подготовки, умеющий использовать информационные тех­нологии, владеющий иностранными языками, как правило, является мо­бильным и конкурентоспособным, что является немаловажным в совре­менных условиях развития общества.

Общеевропейская тенденция «учеба через всю жизнь» сформулиро­вана и принята к руководству в странах с развитой рыночной экономикой. Такие ключевые идеи принципа «учеба через всю жизнь», как «базовые умения для всех», «больше инвестиций в человеческие ресурсы», «цен­ность образования», «переосмысление подходов к воспитанию подрас­тающего поколения», - являются актуальными и для системы российского образования.

Содержание обучения и уровень профессиональной подготовки сту­дентов, будущих работников современного производства, на наш взгляд, могут быть реализованы в условиях дальнейшей интеграции получаемого студентами образования. Интегрированность подготовки специалиста спо­собствует обеспечению его мобильности и конкурентоспособности на рынке интеллектуального труда. Для современной социально-экономической ситуации характерна непредсказуемость в условиях неста­бильности производства и углубляющейся конкуренции на рынке труда.

Вместо «одноразового» базового образования, служившего раньше человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требует­ся образование, которое обеспечивало бы всю его последующую жизне­деятельность. И в этом проявляется, прежде всего, непрерывность образо­вания.

Специалисты, прошедшие подготовку в условиях интегрированного образовательного пространства, являются востребованными в системе со­временного производства. Они способны непрерывно профессионально саморазвиваться и самосовершенствоваться, реализуя тем самым свой творческий потенциал.

Вместе с тем, профессиональная подготовка специалистов может осуществляться только в условиях инновационной деятельности образова­тельного учреждения. Инновационный процесс объединяет науку, техни­ку, экономику, предпринимательство и управление, как процесс преобра­зования научного знания в существующую реальность. Успешность про­фессиональной деятельности выпускника учреждения профессионального образования, ее экономическая эффективность в определенной степени определяются соответствующими условиями данного производства.

Возрождение культуры, экономики, создание материальных и ду­ховных ценностей вызывают потребность в качественно новом работнике, который готов к активному поиску своего места в социально-профессиональной структуре общества.

Не случайно в стране формируются две независимые структуры оценки качества подготовки специалистов. Одна - привычная нам - рабо­та государственных комиссий на выходе из учреждений профессионально­го образования, а вторая на входе в предприятие, учреждение, фирму, банк и т. д. Там действует своя система оценки подготовленности специа­листа (вступительные тесты, собеседование и т. д.). Эти две системы оценивания существенно различаются.