logo search
пособие История педагогики

Урок 3

Тема урока: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Цели.

Обучающая: проанализировать философские взгляды и педагогическую мысль эпохи раннего Средневековья, Возрождения и Реформации.

Воспитательная: воспитание интереса к педагогической профессии.

Развивающая: развитие умений интерактивного общения.

Тип урока: комбинированный.

Методы: обратная методика Ривина, методика взаимопередачи тем демонстрация слайдов,.

Методическое обеспечение и средства: слайды для презентации слайдов по теме урока на мультимедийной установке, мультимедийная установка.

Педагогическая технология: технология интерактивного обучения.

Реализуемый подход: личностно-компетентностно-социальный.

Методика проведения занятия и выполнения заданий.

1.Организационный момент: проверка присутствующих, сообщение целей урока и плана проведения занятия.

2. Проверка знаний по предыдущей теме.

Каждый член рабочей группы получает свою тему и подробный план этой темы. Его задача - по плану восстановит содержание темы и оформить содержание в текст.

Вся группа работает так же, как при прямой методике Ривина. Для проработки первого пункта своего плана участник находит себе напарника, с которым совместно читает этот пункт, обсуждает, воспроизводит содержание, которое может соответствовать этому пункту плана. Далее напарники обсуждают возможный вариант оформления найденного (содержания в текст небольшого абзаца. Этот текст первый участник пишет у себя в тетради. После этого он таким же образом помогает своему напарнику воспроизвести содержание соответствующего пункта его плана, оформить в письменный текст и записать абзац в его тетрадь.

Для проработки второго пункта своего плана участник находит нового напарника, рассказывает ему содержание первого пункта плана, далее с ним читает второй пункт плана (при необходимости они могут обращаться к разным источникам, например, использовать учебники, книги, энциклопедии).

Далее общими усилиями напарники оформляют полученное содержание в письменный текст и записывают в тетрадь первого участника в форме очередного абзаца. После этого первый участник помогает своему напарнику разобраться в очередном пункте плана, предварительно слушая его пересказ содержания предыдущих пунктов плана. После того, как очередной абзац напарника записан в его тетрадь, пара расходится.

3. Изучение тем. Под темой понимается определённый, предназначенный для изучения материал, к которому подобраны три группы заданий и вопросов, оформленный в текст, объёмом примерно 3-5 страниц.

Перечень тем.

Задания и вопросы первой группы достаточно простые и относятся только к отдельным абзацам (маленьким смысловым частям) текста. Они предназначены для проверки и самопроверки понимания конкретного абзаца.

Задания и вопросы второй группы более сложные и относятся ко всей изучаемой теме. Они предназначены для закрепления и более глубокого осмысления теоретической части текста, для приобретения определённых практических навыков, а также для проверки и самопроверки понимания изучаемого.

Задачи и вопросы третьей группы наиболее сложные. К ним обучающиеся обращаются в течение всего периода изучения данной дисциплины.

Считается, что участник готов передать определённую тему, если он усвоил теоретическую часть темы, имеет подробнейший план, состоящий из заголовков абзацев текста, выполнил все задания и ответил на все вопросы первой и второй группы.

2.а Самостоятельное изучение темы

2.б Проверка темы

2.в Работа в паре

Ход занятий отражается на табло учёта сводной группы, которое представляет собой обычную таблицу следующего типа:

Таблица 1

ФИО

Т- 1

Т- 2

Т- 3

Т- 4

Т- 5

Т- 6

+

*

*

+

*

+

+

*

+

*

*

+

В этой таблице знаком "+" отмечены изученные темы, а знаком «*» - тема, над изучением которой в данный момент работает член группы.

4 Подведение итогов занятия.

После окончания занятий или завершения работы сводной группы (все темы проработаны каждым) руководитель сводной группы с табло учета группы отчитывается перед дежурным руководителем. Результаты вносятся в общее табло учета и планируется дальнейшая работа для каждого члена группы.

Анализ достижения поставленных целей занятия: Достигнуты ли поставленные цели урока на каком этапе и какими методами и средствами?

Домашнее задание: учебное пособие по дисциплине «История педагогики и образования» Е.М. Заболотской, тема 3 (повторить материал, сформулировать пять вопросов по содержанию темы, в приложениях А и Б подобрать соответствующее содержанию темы: пословицы-1-2, афоризм 1-2 и обосновать свой выбор , в глоссарии приложение Г найдите определение ключевых понятий и запишите их в словарик.

Сообщение темы следующего урока: «Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до 17 века».

Ключевые понятия: аспект, философские аспекты образования, ие­зуитская система образования.