logo search
пособие История педагогики

Педагогическая мысль в России к концу XVII в.

Сторонниками грекофильского образования, ориентированного на византийско-русскую традицию, являлись Епифаний Славинецкий (1600-1675), Федор Ртищев (1626-1673), Карион Истомин (конец 1640-1718), Ионникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730) Лихуды.

Появление русского перевода книги Э. Роттердамского «Граждан­ство обычаев детских» произошло в то время, когда Россия стала сбли­жаться с Западной Европой и возникла необходимость в овладении евро­пейскими манерами. Появление «Гражданства обычаев детских» в XVII в. свидетельствовало о том, что еще до петровских реформ в России начало усиливаться внимание к светской, европейской культуре. Можно говорить о возникновении новой тенденции в отечественном педагогическом созна­нии: развитии интереса не только к внутренней, духовной, но и к внешней, мирской, жизни личности.

Крайне отрицательно против всех новшеств в обучении и воспита­нии выступили в этот период старообрядцы: протопоп Аввакум (1620/1621-1682), его ученик Авраамий (казнен в 1672 г.), поп Лазарь и дьякон Федор, сожженные вместе с Аввакумом в 1682 г.

Аввакум выступал против изучения «внешних наук» и иностранных языков. Он аргументировал свою позицию тем, что Христос не изучал диалектики и красноречия, поэтому ритор и философ не может быть хри­стианином. В его представлении «христианин» и «русский» являлись си­нонимами. Аввакум призывал отказаться от латинского и греческого обра­зования в пользу русского православия.

Таким образом, к концу XVII в. проблема соотношения веры и зна­ния приобрела в российском сознании особую остроту и выразилась в оформлении четырех основных подходов к воспитанию и обучению, кото­рые условно можно обозначить как латинофильский, византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческо-начетнический. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял по­требностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей приходит организация школьного дела по западноевропейским образцам.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Каким было влияние на воспитание природно-климатических и исторических факторов?

  2. Как отразились в воспитании религиозные воззрения народа?

  3. Охарактеризуйте сущность народной педагогики.

  4. Какие духовно-нравственные ценности сложились у русичей под влиянием общественного и семейного быта?

  5. Как осуществлялась социализация ребенка?

  6. Какими воспитательными возможностями обладала игра и игрушка?

  7. Какова роль устного народного творчества в воспитании детей?

  8. Под влиянием каких факторов сложились традиционные основы воспитания у русского народа?

  9. В чем состояли особенности начального периода развития обра­зования на Руси?

  10. Какое влияние оказало на образование крещение Руси?

  11. В чем состоит вклад в воспитание Владимира Мономаха?

  12. Что послужило лейтмотивом для открытия Киево-Могилянской академии?

Урок 5

Тема урока: РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ НА ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели

Обучающая - познакомить студентов с вопросами развития образователь­но-воспитательных систем Нового времени и эпохи Просвещения; позна­комить с жизнью и творчеством великого педагога Я.А. Коменского.

Воспитательная: Воспитание интереса к педагогической профессии.

Развивающая: Развитие умений коллективного взаимодействия.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока:.

Методы: Методика взаимопроверки индивидуальных заданий, методика Ривина, демонстрация слайдов.

Методическое обеспечение и средства: слайды для презентации слайдов по теме урока на мультимедийной установке, мультимедийная установка.

Педагогическая технология: коллективный способ обучения.

Реализуемый подход: личностно-компетентностно-социальный.

Методика проведения занятия и выполнения заданий.

1.Организационный момент: проверка присутствующих, сообщение целей урока и плана проведения занятия.

2.Проверка как усвоен материал предыдущего урока: взаимопроверка индивидуальных заданий

Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, в которые в сумме входят все вопросы и задания, которые участник образовательного процесса, изучая данный раздел программы, должен был освоить.

Для того чтобы сформировать индивидуальные задания, из всего раздела (темы) выделяются все важные моменты и к ним формулируются вопросы и оформляются задания. Получается общий список заданий и вопросов ко всему разделу. Их может быть любое количество.

Затем эти вопросы и задания компонуются в индивидуальные задания, каждое из которых будет оформлено на отдельной карточке. Таким образом, получается, индивидуальных заданий может быть любое число.

Количество вопросов и заданий во всех карточках должно быть одинаковым. Распределение же вопросов и заданий не имеет ни какой логики, в одно индивидуальное задания попадают любые вопросы и любые задания по этому разделу.

Проверка индивидуальных заданий осуществляется в парах сменного состава.

После того, как участник выполнил полностью свое индивидуальное задание (осветил на все вопросы и выполнил все задания), он находит себе напарника (из тех, кто тоже выполнил свое индивидуальное задание) и начинает проверяться свое понимание первого пункта своего индивидуального задания.

Для этого первый участник восстанавливает (рассказывает вслух) ответ на свой первый вопрос. Напарник следит за изложением, поправляет, вносит дополнения, если считает, что ответ не полный. Затем напарник восстанавливает ответ на свой первый вопрос, а первый участник так же работает с его ответом.

Для проверки второго пункта своего индивидуального задания участник ищет нового напарника и т.д. Таким образом, каждый пункт (вопрос, задание) своего индивидуального задания участник проверяет в новой паре.

После того, как первое индивидуальное задание проверено (проверены все вопросы и задания), участник отмечается у руководителя сводной группы о выполнении и получает новое индивидуальное задание, самостоятельно выполняет его и снова проверяется в парах сменного состава.

Учет ведется руководителем сводного отряда с помощью табло учета, где знаком «+» отмечается выполненное задание, а знаком «.» то задание, над которым участник работает в данное время.

Таблица 2

ФИО

и1

из2

и3

из4

из5

из6

из7

из8

из9

и10

+

+

+

+

+

+

3. Проработка новой темы по темам.

Каждый участник сводной группы, которая работает по методике Ривина, получает текст по выше перечисленным темам и прорабатывает его поабзацно (по частям) в парах сменного состава (каждый абзац в новой паре) следующим образом:

- для проработки первого абзаца участник находит себе напарника, которому читает вслух свой абзац;

- обсуждает, выясняет содержание этого абзаца;

- озаглавливает абзац (именно озаглавливает, а не конспектирует):

-записывает заголовок в специально отведенное в тетради место. Таким же образом он помогает своему напарнику разобраться в его абзаце, озаглавить. Заглавие своего абзаца напарник записывает в свою тетрадь. Напомним, что у каждого участника сводной группы своя тема.

После этого, для проработки своего второго абзаца, участник ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Таким же образом он помогает своему напарнику, прослушивает содержание его первого абзаца, помогает ему разобраться в содержании второго, озаглавить его и записать название в тетрадь.

Для проработки третьего абзаца текста участник ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первых двух абзацев, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание третьего абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Затем он прослушивает своего напарника, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить и написать название в его тетрадь... И так далее. Очень важным обстоятельством является то, что каждый новый абзац участник должен проработать с новым напарником.

После проработки всего текста, для закрепления и систематизации полученных знаний, участник выступает по данной теме перед малой группой. Затем он получает новую тему и прорабатывает ее тем же способом.

Для учета работы в сводной группе по методике Ривина составляется такое же табло учета, как и для методики взаимопередачи тем (таблица 1). После проработки темы каждый участник группы отмечается у руководителя сводной группы о том, какая тема им проработана, и к проработке какой темы он приступил.