logo search
пособие История педагогики

Педагогическая мысль эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.) идея о всестороннем разви­тии личности как основной цели воспитания вновь становится актуальной и трактуется только как освобождение человека от идеологических и по­литических оков феодализма. Так, Томас Мор (1478-1533) и Томмазо Кампанелла (1568-1639), а также их более поздние последователи, меч­тая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление в соединении образования и воспитания с производительным трудом.

Ознакомление с практикой образования и педагогической мыслью Византии стимулировало развитие западно-европейской педагогической мысли в эпоху Возрождения.

Виднейшие деятели той эпохи - итальянский гуманист Виттори-по да Фелътре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Луис Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), французский философ Мишель Монтенъ (1533-1592) и др. - выдвигали немало ориги­нальных и прогрессивных для того времени педагогических идей. Педагогические работы этого периода были написаны в рамках философии, теологии, художественной литературы.

Мыслители критиковали средневековую схоластику и механическую «зубрежку», выступали за гуманное отношение к детям, освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен возлагать надежды на Бога, то человек новой идеологии мог рассчитывать только на себя, свои силы и разум. Помышляя о физическом совершенстве человека, педагоги-гуманисты многое взяли от рыцарского воспитания. Педагогическая триада Возрождения - классическое образование, физическое развитие, граждан­ское воспитание. Она включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи, выступающие как предвестники нового общества.

Практическую реализацию педагогических идей гуманизма следует связывать в первую очередь со школой итальянского педагога Витгорино да Фельтре. Эта школа была создана в поместье герцога Мантуанского, и обучались в ней не только дети знатных родителей, но и ученики из не­имущих семей, как мальчики, так и девочки. Эту школу Витгорино назвал «Школой радости». Школа оправдывала свое название: она была располо­жена вдали от города,в окружении леса, вблизи реки.

Витгорино да Фельтре утверждал, что красота и привлекательность обстановки содействуют здоровой умственной работе. В этом отношении он стоял на точке зрения, резко противоположной той, которая доминиро­вала в средние века, когда полагали, что нездоровая, некрасивая местность особенно пригодна для устройства университетов или вообще учебного за­ведения.

Обстановка школы - доброе отношение учителей к своим воспитан­никам, уважение, поощрение их самостоятельности - реализовала общую направленность педагогики гуманизма.

Педагог выступал за энциклопедичность знаний, поэтому в програм­му были включены «семь свободных искусств», особенно математические знания; большое внимание уделялось музыке, пению, танцам. Самым су­щественным в воспитании было общение с природой - прогулки, наблю­дения, игры на воздухе.

Первоначальные сведения по арифметике сообщались детям посредством игр. В обучении геометрии Витгорино следовал примеру древних египтян. Геометрии он учил вместе с черчением, работами по измерению площадей и объемов. В школе изучали алгебру, астрономию, которой Витгорино за­менил прежнюю астрологию. В центре всех школьных занятий были клас­сические языки, причем латинский язык изучался как язык живой, разго­ворный, каким он в то время и был в Италии.

Обращение к человеку как наивысшей ценности, вера в его неисчер­паемые возможности изложена в труде «Опыты» Мишеля Монтеня - вы­дающегося французского мыслителя эпохи Возрождения, одного из пред­ставителей философского скептицизма, проповедовавшего относитель­ность человеческого познания, зависимость его от многих условий. Монтень видел в ребенке прежде всего природную индивидуальность.

Скептицизм как течение в философии эпохи Возрождения является своеобразным продуктом гуманизма, обратившего внимание на окружаю­щий человека мир и подвергшего критике преклонение перед авторитета­ми. В эпоху Монтеня, когда средневековая схоластика уже начала утрачи­вать свое господство над умами, а опытные науки нового времени только еще начали складываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человече­ского знания.

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества и отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым вы­ступал против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.

Являясь противником схоластической науки средневековья, Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в их сущность. Он являлся сторонником развивающего образования, которое не загружает память механически заученными сведениями, а способствует выработке самостоятельности мышления, приучает к критическому анали­зу. Это достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественно­научных дисциплин, которые в школах того исторического периода почти не изучались.

Как и все гуманисты, Монтень выступал против суровой диспиплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ре­бенка, теоретическое образование должно дополняться физическими уп­ражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нрав­ственных качеств.

Главной идеей в теории развивающего обучения, по Монтеню, явля­ется то, что такое обучение немыслимо без установления гуманных отно­шений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, принуждения и насилия. Он считал, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонно­сти, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он тоже спутал своего пи­томца». Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам.

«Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженно­го урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он при­нес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик, как следует и в какой мере усвоил это. Пусть его душе будет при­вита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает все примечательное, что только ему не встретится. После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с осно­вами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, - раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро дос­тигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде», - в этом заключается педагогическая тео­рия М. Монтеня.

Между идеалами эпохи Возрождения и реальными условиями евро­пейского воспитания и образования существовало громадное противоре­чие. Идеи Возрождения (природосообразность воспитания, демократиза­ция системы обучения, обогащение содержания образования и воспитания и пр.) оказали благотворное воздействие на развитие школы и педагогики. Вместе с тем они не могли быть сколько-нибудь полно осуществлены. Не­редко эти идеи носили утопический характер.