logo search
пособие История педагогики

Конспект урока

Философские взгляды на образование в Европе в эпоху раннего Средневековья

Начало западноевропейского Средневековья связано с распадом Римской империи. Этот период, начавшийся с конца V в., связан с зарож­дением феодальных отношений. Средние века - огромный исторический период, охватывающий более двенадцати столетий.

В рамках средневековья выделяют обычно три периода: У-Х вв. -раннее средневековье, Х1-ХШ вв. - развитое, или «высокое», средневеко­вье и Х1У-ХУ1 вв. - позднее средневековье, называемое еще эпохой Воз­рождения.

Западноевропейскую цивилизацию и ее систему образования трудно понять вне учета византийского влияния. В Европе образование длительное время строилось на основе изучения латинского и греческого языков. Традиции обучения по античным книгам сохранялись на протяжении всего средневековья и передавались Западу прежде всего через Италию, которая в V в. была провинцией Византийской империи, а в XV в. стала местом эмиграции интеллектуальной элиты Византии. Для Западной Европы, зна­комившейся с античностью по результатам раскопок археологов и разроз­ненным текстам, добытым в глубинах монастырских книгохранилищ, встреча с живыми носителями античного наследия была очень важной.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философа­ми-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

В эпоху феодализма главенствующую роль играло сословие свет­ских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословский характер. Длительное время почти в полной зависимости от церкви находились практика и теория воспитания. Особенно сильной монополия церкви была в У-УШ вв. В основе воспита­ния и образования лежало религиозно-аскетическое мировоззрение. Чело­век рассматривался как нечто темное и греховное. Были введены строгие правила воспитания и поведения: посты и другие ограничения, частые и подчас изнурительные молитвы, покаяния, жестокое искупление грехов.

Однако воспитание детей отдельных сословий различалось по со­держанию и характеру. Отступлением от религиозного воспитания было преимущественно светское воспитание рыцарей-феодалов.

Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское вос­питание. Его программа сводилась к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать ко­пье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца». Так как в систему подготовки рыцаря овладе­ние грамотой не входило, поэтому на некоторых средневековых докумен­тах можно прочесть: «За неграмотного в силу его рыцарского звания рас­писался монах такой-то». Однако, жизнь потребовала давать светским феодалам определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы они могли занимать командные государственные и церковные должности.

В этот период возникает новый вид средневековой учености - схола­стика, цель которой заключалась в том, чтобы представить вероучение в форме научного знания. Главным представителем этого направления был Фома Аквинский (1225/26-1274). В трактате «Сумма теологии» он по-новому интерпрети­ровал церковную традицию, пытался подчинить светское знание вере.

В качестве основы для своих логических построении доказательства бытия Божия, бессмертности души он использует этику, логику, психоло­гию Аристотеля, строя на этой основе утверждения о незыблемости рели­гиозных догм. Бог рассматривался как конечная цель всякого знания. Вся деятельность Фомы Аквинского была направлена на придание вероучению формы научного знания. Учение Фомы Аквинского, его постулаты пред­ставляли собой как бы философию религии, способствовали связям рели­гии и науки, хотя и довольно искусственным.

Развитие схоластики привело к упадку старой церковной школы с преимущественным изучением грамматики и риторики, которые были вы­теснены изучением формальной логики и нового латинского языка. В связи с ростом числа схоластических школ начала складываться категория людей, занимавшихся педагогическим трудом. Учителя и уче­ники постепенно объединялись в корпорации, получившие в дальнейшем статус университета. Схоластика объединила богословие и отдельные науки, ускорила создание первых университетов.

Появление со второй половины ХП в. многочисленных сочинений, посвященных вопросам воспитания и образования, свидетельствовало о возникновении тенденции к выделению педагогической проблематики в специальную отрасль знания.

Помимо распространения церковных (монастырские, кафедральные) и светских школ (магистратские, цеховые, гильдейские) средневековье сохра­нило и такую форму обучения, как ученичество. Ученичество было принято в семьях торговцев и ремесленников.

Постепенное, начиная с ХШ в., сведение образования к элементарно­му обучению в течение двух-трех лет, несмотря на количественный рост школ различного направления, приводило к снижению общего уровня обра­зованности. Содержание образования становилось все более ограниченным, зубрежка и телесные наказания начали занимать все большее место в шко­ле. Единственными учебными заведениями, сохранившими старые тра­диции, оставались университеты.

Несмотря на религиозную направленность, средневековое понима­ние разностороннего развития ребенка практически соответствовало ан­тичному представлению о гармонии души и тела. Труд рассматривался не в качестве Божьей кары, а как средство развития личности. Эта точка зре­ния ярко отразилась в трактате испанского философа Раймунда Луллия (ок. 1235 - ок. 1315) «Детское учение», в котором он объяснял, почему в семь­ях, где дети обучаются ремеслу, воспитание приносит лучшие плоды, чем там, где они пребывают в праздности.