logo search
пособие История педагогики

4 Подведение итогов занятия:

После окончания занятий или завершения работы сводной группы (все темы проработаны каждым) руководитель сводной группы с табло учета группы отчитывается перед дежурным руководителем. Результаты вносятся в общее табло учета и планируется дальнейшая работа для каждого члена группы.

Анализ достижения поставленных целей занятия: Достигнуты ли поставленные цели урока на каком этапе и какими методами и средствами?

Домашнее задание: учебное пособие по дисциплине «История педагогики и образования» Е.М. Заболотской, О.С. Тюппа, тема 5 (повторить материал, сформулировать пять вопросов по содержанию темы, в приложениях А и Б подобрать соответствующее содержанию темы: пословицы-1-2, афоризм 1-2 и обосновать свой выбор, в глоссарии приложение Г найдите определение ключевых понятий и запишите их в словарик.

Сообщение темы следующего урока.

Ключевые понятия: дидактика, принципы обучения, педагогическая система.

Конспект урока

Педагогическая мысль Западной Европы Нового времени и эпохи

Просвещения

Замечательные идеи педагогики Возрождения и Реформации оказали сильное влияние на развитие педагогической мысли, но практику воспита­ния они почти не затронули.

В ХУП-ХУШ вв. педагогика и школа в Западной Европе развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. В недрах феодализма ускорилось формирование новых общественных и ду­ховных ценностей, решительно пересматривалась концепция отношений человека и окружающей действительности.

Наиболее заметная роль в критике сословной школы, разработке прогрессивных педагогических идей принадлежала представителям позд­него Возрождения и возникшего в ХУШ в. движения Просвещения - фи­лософии и культуры эпохи крушения феодализма и утверждения капита­листического общества. Появляется небывалое число педагогических трактатов, в которых выражается стремление сделать личность свободной, посредством воспитания и образования обновить духовную природу чело­века.

В отличие от прежней гуманистической образованности новая педа­гогическая мысль основывала свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучно­го, светского образования.

Так, английский ученый Фрэнсис Бэкон (1564-1626) целью научного познания считал освоение сил природы путем экспериментов. Бэкон про­возгласил власть человека над природой, но считал человека частью окру­жающего мира, т.е. признавал принцип природосообразного познания и воспитания. В начале XVII в. английским философом и естествоиспытате­лем впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) также отстаивал идею природосообразного обучения. Обучение идет как движение от про­стого и известного к сложному и непознанному. В работе «Всеобщее на­ставление» Ратке проводил мысль о создании демократических учебных заведений. Он подчеркивал необходимость педагогических знаний для ка­ждого человека как условие его счастливого существования. Он создал но­вую науку - методологию образования, и установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и определять со­держание образования.

Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил фран­цузский философ Рене Декарт (1596-1650). В отличие от сенсуализма Ф. Бэкона и Я.А. Коменского, Р. Декарт воспринимал природу как некий ме­ханизм, законы которого можно постичь лишь разумом. Декарт полагал, что если окружающая человека природа подчинена законам механики, то человек - не только материальная, но и мыслящая, духовная субстанция, производная от Бога. При воспитании нужно учитывать дуализм (двойст- венность) человеческой сущности.

В процессе воспитания, считал Декарт, необходимо преодолевать из­держки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле. Подобные свойства ребенка про­тиворечат нормам нравственности, утверждал Декарт, ведь капризничая и получая вещи, которые желает, ребенок «незаметно приобретает убежде­ние в том, что мир существует только» для него и «все принадлежит» ему. Будучи убежден в нравственном и интеллектуальном вреде детского эго­центризма, Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений (самостоятельного и верного осмысления собственных поступков и окружающего мира).

Критикуя феодализм, идеологи революционной буржуазии XVII-XVIII вв. создали идиллическую картину будущего общественного устрой­ства, внеклассового общества всеобщего благоденствия. Яркими предста­вителя были Ш.Л. Монтескье (1689-1755), К.А. Гельвеции (1715-1771), Вольтер (1694-1778) и др. Они выражали свободолюбивые мысли и рато­вали за деятельного человека, отстаивающего свое право на счастье.

Другим направлением эпохи Просвещения был материализм, в ос­новном рассматриваемый на базе материалистического естествознания Н. Коперника (1473-1543), Г. Галилео (1554-1642), И. Ньютона (1643-1727), Д. Дидро (1713-1784) и др.

Философско-мировоззренческие основы педагогики Яна Амоса Коменского

Среди педагогов начала Нового времени особое место занимает Ян Амос Коменский (1592-1670) - крупнейший педагог-демократ, выдаю­щийся общественный деятель XVII в. Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мысли­тель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к чис­лу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззавет­ным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общи­ны Чешских братьев. Образование получил традиционное для того време- ни - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельберг-ском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедни­ком, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогиче­ской деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учеб­никам он стал знаменит еще при жизни, по учебникам Я.А. Коменского учились во многих странах мира, включая Россию.

Коменский принимал активное участие в борьбе с насилием немец­кого дворянства и католической церкви. Во время тридцатилетней войны он подвергся вместе с другими членами общины преследованиям, вынуж­ден был покинуть родину. В польском городе Лешно, он руководил брат­ской школой, а позже был избран епископом. Здесь в 1631 г. составил учебную книгу «Открытая дверь языков и всех наук», которая впервые со­четала усвоение латинского языка с изучением окружающего мира. Ко­менский создал в это время свое выдающееся произведение «Великая ди­дактика» (1632), которое положило начало науке о процессе обучения. Эта книга была переведена на многие языки. В эти же годы Коменский напи­сал первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошко­льного возраста «Материнская школа» (1633).

Коменский написал 7 томов огромного труда «Общий совет об ис­правлении дел человеческих» (при его жизни было напечатано всего 2 то­ма, остальные найдены лишь в 1935 г. и позже изданы в Чехословацкой социалистической республике). Он поддерживал широкие международные связи, работал в Англии над созданием так называемой «Пансофии», под которой понимал совокупность энциклопедических знаний о природе и обществе, которые были бы доступны всем людям. Работая консультантом по школьным вопросам в Венгрии, он написал замечательную учебную книгу «Мир чувственных вещей в картинках», переведенную на многие языки.

Мировоззрение Коменского сложились под влиянием культуры эпо­хи Возрождения. Коменский учил, что человек - это «совершеннейшее, прекраснейшее создание», «чудесный микрокосм». По словам Коменского, «человек, руководимый природой, может дойти до всего». Человек - это гармония в отношении как тела, так и души. Школу педагог считал «мас­терской гуманности».

Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражне­ния детей в нравственном поведении; борьбу с детской распущенностью и недисциплинированностью. Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания: «Надо следить за тем, чтобы академии воспи­тывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не долж­ны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример без­действия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского «усердно занимающийся»». Указывая на большое значение дисциплины, педагог ссылался на чешскую пословицу: «Школа без дисциплины, что мельница без воды», но выступал против отупляющей палочной дисциплины и телесных наказаний детей. Коменский придавал большое значение учителю, считая должность учите­ля очень почетной, «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем».

Педагогические идеи Я. А. Коменского оказали огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Ученого пригла­шали для улучшения школьного дела в разные страны (Англию, Швецию, Венгрию и др.). Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и России в ХУП-ХУШ вв.

Дидактика Яна Амоса Коменского

Ян Амос Коменский был новатором в области дидактики, выдвинув много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, классно-урочная система, учет знаний учащих­ся, продолжительность учебного дня и т.д.). Рекомендации его по этим во­просам до сих пор в соответствующей мере применяются в школах разных стран.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим всеобщим законам, действующим как в мире растений и жи­вотных, так и человеческом обществе.

Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания, как следования всеобщим законам природы, Коменский при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил достаточно часто ссылался на природные возрастные особенности детей.

Педагог, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство - от рождения до 6 лет включительно;

отрочество - от 6 лет до 12 лет;

юность от 12 до 18 лет;

возмужаемость от 18 до 24 лет.

Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу позна­ния

и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и под­робно раскрыл принцип наглядности как один из важнейших дидактиче­ских принципов. Он установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня, теоретически разработал классно-урочную систему и практически приме­нил ее.

Ученый-педагог высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, свои теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для своего времени учебников: «Открытая дверь языков и всех наук»(1631), «Мир чувственных вещей в картинках»(1658).

Большое значение ученый уделял последовательности, посильности, сознательности и систематичности обучения, а также прочности приобре­таемых учащимися знаний.

Метод обучения, который предложил Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был превращать овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому - дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.

В «Великой дидактике» педагог выдвинул такие основные положе­ния принципа природосообразности:

природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдель­ности, в определенном порядке;

всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным;

природа не делает скачков, а идет вперед постепенно;

начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца и др.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необ­ходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущ­ность этих принципов:

принцип сознательности и активности;

принцип наглядности;

принцип постепенности и систематичности знаний;

принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает

такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваива­ют знания и навыки.

Коменский считал главным условием успешного обучения постиже­ние сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правиль­но обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из ав­торов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать спо­собность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из жи­вого источника, потекли ручейки (знания)».

Коменский подчеркивал, что основным свойством сознательного знания является не только понимание, но и использование знаний на прак­тике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это может принести повседневную пользу в общежитии».

Коменский дает целый ряд указании о том, как осуществлять созна- тельное обучение. Самым главным из них является требование: «При обра­зовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает».

Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью уча­щегося, с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движе­ния и напряжения самого плода». Исходя из этого, одним из самых глав­ных врагов обучения Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд указаний о том, как ее искоренить.

Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвое­ние учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предме­тами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Ко­менский считает золотым правилом обучения. Коменский первым ввел ис­пользование наглядности как общепедагогического принципа.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран наглядность имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идею нагляд­ности прекратили использовать в педагогической практике.

В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Комен­ский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядность и ее значение следующим обра­зом:

Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувствен­ное доказательство.

Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкуша­ли все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцина­ций.

То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посред­ством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для со­зерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяю­щие их изображения.

Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочтет обширней­шие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами.

Отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только прин­ципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления на­глядности Коменский считал необходимым использовать:

реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

когда это невозможно, модели и копию предмета;

картинки как изображение предмета или явления.

Для осуществления правильного наблюдения Коменский категори­чески требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: види­мое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».